СДРХ    roofles    Правые хиппи    Левые хиппи    Официальный вход    Вход в никуда    Лестница в небо    Стена    On the road    То чего здесь нет




Анекдоты хиппи. Миранда.



Данная работа посвящена описанию анекдотов, бытующих в среде так называемых хиппи. Это одно из самых старых "неформальных" объединений в нашей стране, возникшее в конце 60 х гг. XX в. Хиппи являются не только носителями особого жаргона (так называемого "системного сленга"), но и обладателями и активными творцами собственного фольклора, который отражает их быт, взаимоотношения с окружающими людьми и другими неформальными группами.

Фольклор хиппи почти не исследован. Нам известна только одна специальная работа, в которой кратко рассматриваются анекдоты ленинградских хиппи (наряду с детскими анекдотами, анекдотами о Шерлоке Холмсе и Докторе Ватсоне и анекдотами о поручике Ржевском) - [Лурье 1989] (кроме того, ряд анекдотов, бытующих в среде хиппи, приводятся в приложении к словарю [Юганов, Юганова 1994]). Между тем, как пишет в упомянутой работе В. Ф. Лурье, описание фольклора "неформальных" объединений "важно не только для фольклористики, но и для социологии, психологии, социолингвистики - для правильного понимания и оценки этих сообществ" (стр. 145).

Следует подчеркнуть, что в данной работе не будет специально рассматриваться ни происхождение, ни функционирование анекдотов про хиппи ("системных" анекдотов, от самоназвания хиппи - "Система").. Исследование связанных с этим вопросов, несомненно, крайне интересно, но, как представляется, достойно отдельной работы гораздо большего формата. Здесь наше внимание будет сосредоточено только на нескольких вопросах. Во-первых, мы попытаемся произвести классификацию "системных" анекдотов, разделить анекдоты этого типа на группы. Во-вторых, предполагается описать собирательный образ главного героя этих анекдотов - хиппи, его типические черты и взаимоотношения с членами других социальных групп: панками, металлистами, цивилами, скинхедами и ментами (в тексте работы сохраняются те названия персонажей, под которыми они выступают в анекдотах). Наконец, мы коснёмся собственно лингвистического аспекта - речевых характеристик данного типа анекдотов и некоторых особенностей их построения. Кроме того, мы рассмотрим некоторые особенности используемой в них лексики.

Однако представляется, что целесообразно предварить анализ небольшим историческим введением. Вообще говоря, анекдоты про хиппи представляют собою вполне современное явление. Об этом говорит такая деталь, как появление в тексте анекдота ряда персонажей, как Системный Администратор или Скинхед, которые являются реалиями последних лет. Так, в следующем анекдоте "соль" состоит в столкновении омонимов, принадлежащих различным подсистемам русского языка (языку компьютерщиков, в котором используется термин системный администратор, и жаргону хиппи, в котором системный означает 'принадлежащий миру хиппи'): Встречаются хиппи и Системный Администратор.

С.А. Привет, хиппи, блин!
Х. Привет! А ты кто!
С.А. Я - системный администратор!
Х. Дык, что-то ты не похож на системного…

Однако расцвет анекдотов про хиппи следует отнести к 70-80 годам прошлого века. Объясняется это исторически: расцвет движения хиппи приходился именно на этот временной период. Сейчас многие анекдоты про хиппи трансформируются: исчезает специфическая лексика (многие из старых понятий не знакомы молодым хиппи), меняются сюжеты и тематика. Увеличивается удельный вес анекдотов, посвященных "наркоманской" тематике: образ хиппи сливается с образом нарика (наркомана). Поэтому, как представляется, данный момент особенно интересен с точки зрения сбора материала: ещё не исчезли старые анекдоты, но уже появляются новые.

Кроме того, стоит отметить значительную неоднородность собранного материала. На первый взгляд может показаться странным сосуществование в рамках одной речевой общности анекдотов, ярко окрашенных ненормативной с точки зрения литературного языка лексикой, с анекдотами, которые, наоборот, рассказываются с соблюдением всех речевых норм русского языка. Можно выдвинуть следующую гипотезу - молодые информанты предпочитают вообще не использовать специфическую лексику или использовать относительно нейтральные термины, понятные не только представителю хипповской "Системы", но и многим другим. Иначе говоря, слова типа юкс, мустанг, машина перестали играть первоначальную роль - они создавались для того, чтобы закодировать лексику хиппи, сделать её понятной только для своих, а главное, недоступной для представителей Органов Правопорядка (ведь раньше, в основном, такая лексика использовалась для обозначения предметов наркоманской тематики). Теперь, когда они уже описаны в ряде специальных словарей и не могут рассматриваться как надежный "тайный язык", для многих хиппи они стали своеобразным анахронизмом.



I. Основные типы анекдотов о хиппи

Анекдоты о хиппи можно подразделить на ряд групп.



1. Хиппи и противоположные социальные элементы

Это одна из наиболее крупных по количеству анекдотов групп. Её можно в свою очередь разделить на ряд подгрупп. 1) Хиппи и металлист Итак, первая подгруппа - это хиппи и металлист (он же панк - в анекдотах хиппи эти персонажи почти полностью идентичны и в большинстве случаев взаимозаменимы, у панка есть только одна специфическая черта - его нечистоплотность). Приведём примеры подобных анекдотов: Волосатый лупит металлиста и приговаривает: - А я тебе докажу, что музыка Битлз добрее, добрее, добрее! Поймал хиппи панка и лупит его большим свинцовым пацификом: - Я тебе докажу, что хиппи добрые, добрые, добрые… Встаёт скинхед с утра злой как чёрт. У него страшное похмелье. Одевается, шнурует хайки, вешает на себя железо, цепи всякие, берёт автомат и выходит на крыльцо. Достаёт из кармана пакетик с курагой , сыпет её в разные стороны и приговаривает: Хиппи-хиппи-хиппи-хиппи-хиппи….

Чем хиппи отличается от панков?
Хиппи грязные только снаружи!



Как мы видим, подобные анекдоты строятся на противопоставлении хиппи и металлистов/панков. Может показаться, что отношения между этими персонажами полностью антитетичны. Однако, это не совсем так. Приведём сравнение из области математики. Хиппи находится в одной точке пространства, металлист - совсем в другой, но, тем не менее, они находятся на одном отрезке. Это представители одной социальной ячейки, их объединяет отношении оппозиции к обществу, они противопоставлены не только друг другу, но и обычной, обывательской жизни. Мы вернемся к этому вопросу чуть ниже, когда будем рассматривать одну из следующих категорий.

В каком же качестве выступает металлист, он же панк? На основе чего происходит конфликт панка и хиппи? Обратим внимание на одну интересную черту подобных анекдотов: ни в одном из них никогда не упоминается причина конфликта. Он есть, притом его существование не оспаривается: металлист - это враг хиппи. Эти персонажи всегда находятся в отношениях оппозиции. Видимо, конфликт этих групп уходит корнями в настолько старые времена, что даже анекдотов об этом не сохранилось. Хотя, возможна и другая причина: конфликт настолько лежит на поверхности, что не требует дополнительных истолкований.

Заметим, что в этой группе иногда появляется ещё один персонаж - скинхед. Эта фигура достаточно неоднозначна. Скинхеда не представляется возможным причислить к группе "панк/металлист". В ряде анекдотов этот персонаж действительно ведет себя как представитель данной прослойки общества, но зато в других анекдотах скинхед скорее сходен с гопником или с ментом(соответствующие анекдоты рассматриваются ниже).

Специфичны и анекдотические ситуации, в которые попадает скинхед. Обратим внимание на то, что хиппи и, скажем, металлист обычно не вступают в прямую конфронтацию. Скорее, в анекдоте происходит их сопоставление на уровне идеологии. В вариациях же на тему "волосатый (хиппи) лупит металлиста" обыгрывается скорее ситуация "ложного" пацифизма, нежели нелюбовь именно к металлисту. Заметим вдобавок, что в таких анекдотах одинаково свободно функционируют и панк и металлист, возможна вариативность. Скинхед в таких анекдотах никогда не появляется, замена невозможна: анекдот перестанет выглядеть правдоподобно, такая ситуация, когда её предложили информантам, показалась им неестественной. Тем не менее, как уже говорилось, в некоторых (хотя и очень немногочисленных) анекдотах скинхед всё же выступает именно как представитель рассматриваемой нами группы, к которой принадлежат панк и металлист.

Причины такого отношения к скинхеду достаточно очевидны. Этот человек представляет собой чуждый элемент для системы хиппи, он по своим поведенческим особенностям ближе к гопникам, о чём говорилось выше. Обратим внимание и на то, что анекдоты про металлистов или панков вне связи этих персонажей с хиппи успешно функционируют в Системе, а вот ни одного анекдота про скинхеда нам найти не удалось.

О речевой характеристике героев нельзя сказать ничего определенного: чаще всего металлист или панк остаются бессловесными персонажами; или же, в тех редких случаях, когда они что-либо говорят, их речь не окрашена никакой специфической лексикой. Как нам представляется, панк или металлист выступают как побочные, вспомогательные элементы, способствующие раскрытию образа хиппи.

Обратим, кстати, внимание на то, что для анекдотов про хиппи и других представителей неформальной молодёжи крайне нехарактерно называние имён. Хиппи - это просто хиппи, панк - просто панк или пункер и так далее, в отличие от других персонажей анекдотов, к примеру, учительницы Вовочки, которая может быть и просто учительницей, и Марь Ванной, или же Мужа и Жены, которые тоже иногда получают имена. Нам известно только два анекдота про хиппи, где упоминаются достаточно абстрактные имена - Крокодил XIV и Вася. Существуют, конечно, анекдоты и о реальных личностях - легендарных хиппи (самые популярные персонажи - это некий Брайан и Нупогодяй) но эти анекдоты настолько специфичны и имеют столь малый ареал распространения, что для нас малоинтересны.



2) Хиппи и милиция (гопники, скинхеды)

Это тоже достаточно обширная группа анекдотов. Обратимся к материалу:

Три пипла поймали золотую рыбку. Рыбка сказала:
- Пипл! Норма у меня - три желания, поэтому давайте каждый по одному.

- Вконец меня мустанги замаяли! Такая гдота! - сказал первый.
- Тю, проблема! Вот тебе маленький серый мустанг, он всех твоих схавает и сам скипнет.
- Крысы меня замотали! - пожаловался второй. - Сил нет! Всю хавку на флэту сгрызли, гитару, картины все - ко мне подбираются!
- Не журысь! - говорит рыбка. - Вот тебе маленькая серая крыса. Действие аналогичное. -
Слушай, рыбка! - спрашивает третий. - А нет ли у тебя там такого маленького серого гопничка?

(*Существует вариант, в котором три пипла медитировали и жили первый год на одной воде, второй на одном воздухе, третий на солнечных лучах, а четвертый - на голимом приколе, и когда им явилась Высшая Божественная Личность, третий пипл попросил у нее маленького черненького мента).

Замёрзший хиппи на Арбате забивает косяк. К нему подходит мент - хиппи ноль внимания, забивает. Мент сажает хиппи в обезьянник - хиппи ноль внимания, забивает. Мент запирает хиппи в обезьянник - ноль внимания, забивает. Хиппи приводят к следователю - ноль внимания, забивает. Следователь направляет хиппи в лицо лампу. Хиппи испуганно: "Опа! Менты! Скипаем!"

Стоит мент посреди красной площади, сыпет из одной руки бисер, из другой марихуану: "Хип-хип-хип-хип-хип" В этой группе отношения между персонажами совершенно иные. Если хиппи, металлист, панк и даже скинхед - это, в общем-то, равноправные члены общества, и хиппи часто держит верх над своими противниками, то мент всегда оказывается выше. Хиппи может только мечтать о том, чтобы победить мента - большая часть анекдотов построена именно на этом. Притом, избавление от ментов происходит обязательно каким-то чудесным образом - при помощи золотой рыбки или Высшей Божественной Личности. В пространстве анекдота это вполне вероятно - там оговаривается, что победить мента может только чудо. Во всех остальных анекдотах хиппи оказывается в заведомо безвыигрышном положении - противостояние с ментом для него невозможно. Отношения хиппи и представителей Органов Правопорядка в пространстве анекдота строятся несколько иначе, чем отношения хиппи и родственных ему элементов. Отношения с милицией - это всегда отношения конфликта. Если опять же попытаться изобразить их отношения при помощи математических символов, то это будут отношения "по диагонали". Мент находится вверху, а хиппи внизу. Функционирование данного персонажа в анекдотах тоже ограниченно. Функция его двояка: во-первых, милиция олицетворяет собой враждебность окружающего мира: образ мента из анекдотов про хиппи - это персонификация мирового зла. Поэтому действия милиционера всегда антигуманны. Они направлены на искоренение не только идеологии враждебного класса (в данном случае хиппи), но и на уничтожение этой группы вообще - недаром знаменитая "Сказка о царе Опиане, Иване-Наркомане и Змее Героиныче", которая, строго говоря, к анекдотам не относится, заканчивается словами: "А тут как выскочит из-за двери мент-кладенец - и всех повинтил!". Вторая функция данного персонажа такая же, как и у металлиста с панком. Мент служит вспомогательным элементом: его назначение - раскрыть какие-то особенности главного героя таких анекдотов. Обратим внимание на материал: в обоих вариантах первого из вышеприведенных анекдотов обыгрывается ненависть хиппи к данному персонажу и магический способ его уничтожения. Второй анекдот вообще отображает скорее некоторую медлительность хиппи, следователь и мент здесь исключительно вспомогательные элементы; последний же анекдот действительно представляет мента как представителя мирового зла (обратим особое внимание на топонимику: действие анекдота происходит на Красной площади - в центре столицы), который пытается обмануть доверчивых хиппи. Исходя из подобных наблюдений, можно предположить, что в системе подобных анекдотов представитель милиции только олицетворение определённой реалии враждебного мира.



3) Хиппи и представитель традиционной системы ценностей - цивил

Приведем ряд примеров.

Маленький оазис в большой пустыне. В тени пальмы сидит хиппи и курит траву. Мимо проходит караван.
- Эй, хиппи, вставай, банан срывай!
- И что?
- Глупый! Банан в город неси, продай, верблюда купи!
- И что?
- Верблюда сюда веди, бананы рви, на верблюда грузи!
- И что?
- Верблюда в город веди, бананы продавай, людей нанимай!
- И что?
- Люди будут бананы рвать, на верблюдов грузить, в город возить!
- И что?
- А ты будешь под пальмой сидеть, траву курить!
- А я и так под пальмой сижу, траву курю.

Пипл сидит у фонтана. Он "волосат, худ, грязен и небрит". К нему подсаживается ветеран.
- Сынок, ты что ж грязный такой?
- Помыться негде.
- А что рваный?
- Так надеть нечего.
- А что худой?
- Жрать не на что.
- А ты пошел бы да поработал.
- Щас, все брошу и побегу всякой фигней заниматься!

Маленький мальчик сидит на скамеечке возле песочницы. Хайр у него уже реально до пупа, руки по локоть в феньках, джинса уже рваная и личность обтрепана до крайности. Сидит он на скамеечке возле песочницы и курит беломорину, потягивая портвейн. Подходит к нему тётка и спрашивает, почему он не в школе.
Мальчик вдумчиво отвечает через затяг:
- Умат! Чувиха, ну кто же в шесть лет в школу ходит?

Пипл входит в галантерейный магазин и спрашивает:
- Дайте мне, пожалуйста, маленький двойной (алкогольный напиток)...
- Что???
- Зонтик...

Повстречал мажор хайрастого. То ли в школе они вместе учились, то ли еще что. Тощий, драный хайрастый. Говорит ему мажор:
- Эк ты, братец, докатился! Совсем опустился. Разве так надо жить? Пошли, покажу, какая жизнь хороша. Повел мажор хиппа к себе на флэт. Накормил его разной хавкой мажорской, напоил дринчем шикарным, мальборой дорогой подкурил. Потом в ванну пипла загнал, прикид его сжег в пепельнице и свой дал. Выходит утром пипл с мажорской вписки. Идет себе, насвистывает и думает:
- Эх, хороша же ты, наша хипповская жизнь!

Слониха со слоном идут по джунглям. Вдруг навстречу им - мамонт!
- Ой, мама, мама, кто это? - спрашивает испуганный слоненок.
- Это хиппи, сынок, он маму не слушался!

Легко выделить типичные черты данного вида анекдотов. Их текст обычно строится по следующей схеме:

(i) Действие со стороны цивила (чаще всего это вопрос, касающийся той или иной стороны жизни хиппи).

(ii) Ответ хиппи.

Отметим, что в анекдотах такого рода происходит смещение понятий, изменяется категория "адекватности/неадекватности". В них мир хиппи выступает как "нормальный", единственно возможный, рациональный. Общество же становится "ненормальным", нерациональным и крайне неестественным для хиппи пространством, здесь он чужой. Тогда как в "цивильном" обществе принято обратное соотношение - здесь именно хиппи становится неадекватным и неформальным элементом, частью общества он воспринимается как элемент полностью чуждый и даже маргинальный.

Такое смешение понятий необходимо учитывать при анализе анекдотов данной группы.

Охарактеризуем типические черты анекдота данного типа. Мы уже выяснили их общую структуру. Обратим теперь внимание на некоторые детали. Итак, чаще всего человек, не принадлежащий к культуре хиппи, задаёт провокационный вопрос или же совершает некоторое действие, на которое хиппи отвечает или же не отвечает (в зависимости от того, что диктуют ему неписаные правила общения с внешним миром). Здесь следует отметить ещё одну черту хипповского общества в целом - это система замкнутая, и её сообщение с миром крайне специфично. То, что может быть обозначено как "Вавилон", мир мамоны, мир обывательской пошлости, следует либо разрушить (что не очень соответствует представлениям хиппи о допустимых способах действия), либо не обращать на него внимания, либо же использовать в своих целях. Все эти способы взаимодействия с внешним миром описываются в анекдотах.

В каких же отношениях между собой состоят цивил и хиппи? Чаще всего это отношения параллельных прямых. Хиппи и цивил сосуществуют в одном пространстве, но близко обычно не соприкасаются. Отсюда интерес к жизни хиппи (а из некоторых анекдотов представляется возможным сделать вывод, что для представителя традиционного общества чаще всего не известно, кто такой хиппи).

Приходит комиссия на открытие какой-то художественной выставки. Походила, посмотрела, зовет директора.
- Все, - говорит, - у вас тут прекрасно. Только что это такое пестренькое, там, в углу?
- Пестренькое? Где? А-а, это? Это хипп. - А ... простите... откуда он тут?
- А черт его знает! Завелся ...

Поэтому, достаточно обширна та группа анекдотов, где цивил задаёт вопрос, а хиппи отвечает. Притом, в абсолютном большинстве анекдотов это вопрос о работе, которую хиппи считают бессмысленной или не нужной (иногда работа заменяется её аналогами, в данном случае школой).

Существует, однако, и такая группа анекдотов, где хиппи и цивил близко соприкасаются.

Раз пипл вчерняк удолбился и упал на трассе под машину. Выходит водитель машины:
-- Ахти господи, никак я хиппи сбил! И кидает его в ближайший пруд.
А в пруду находит его спасатель.
- Ох, беда, хиппи в моем пруду утонул! И кладёт его под поезд.
Поезд проехал, выскочил машинист:
- Караул - хиппи переехали! - собрал хиппи и отвез в город.
Там сразу сдал его в больницу.
И после многочасовой операции врач выходит из операционной, вытирает пот и говорит:
- Будет жить.

Этот анекдот вообще несколько нетипичен для данной группы: не соблюдается та структура анекдота, о которой было сказано выше (действие - ответное действие) . Однако в некотором отношении анекдот типичен именно для этой группы, так как здесь происходит столкновение традиционного общества и хиппи. О чём же говорит этот анекдот? Точнее, в какой функции выступают в анекдоте спасатель, водитель, машинист и доктор? Повторюсь, это исключительно вспомогательные персонажи - в анекдоте обыгрывается бессмертие хиппи и его взаимоотношения с окружающим миром. Эти персонажи представляют собой определённые стереотипы (в особенности это касается водителя - в разделе "хиппи и трасса" мы ещё будем говорить об этом). Это не цивил как таковой, с его обычными функциями, а скорее, персонажи, характеризующие определённые общественные явления.

Рассмотрим теперь анекдоты, в которых хиппи одерживает победу над обществом.

Из лагеря Большие Кайфоловы сообщают. На прошлой неделе тусовщиками лагеря найден и повинчен дикий цивил. "Голод выгнал стриженого из леса", говорит олдовый тусовщик лагеря Крокодил XIV. Цивил, откликающийся на погоняло Иван Петрович, накормлен и подкурен. Состояние его удовлетворительное.

В одном автобусе едут коммунист, демократ и хиппи. Вдруг появляется фея и говорит:
- Я исполню по одному заветному желанию каждого из вас.
Коммунист говорит: - Хочу, чтобы исчезли все демократы!
Демократ говорит:
- Хочу, чтобы исчезли все коммунисты!
- А вы, молодой человек, чего желаете? - обращается фея к хиппи.
Хиппи недоверчиво спрашивает:
- Желания этих господ будут исполнены?
- Конечно! - заверяет фея.
- Ну, тогда, пожалуйста, маленький двойной.

Отметим, что оба этих анекдота крайне фантастичны. Первый анекдот обычно предваряется "метатекстовым" вводом - например, следующей фразой: Рассказать анекдот о будущем хиппи? Значит так, трёхтысячный год… (фраза информанта). Во втором же варианте выступает персонаж аналогичный золотой рыбке или Высшей Божественной Личности (см. выше) - то есть волшебный. Происходит то же самое, что и в подгруппе "хиппи и мент".

И последняя подгруппа анекдотов данного типа ("хиппи и цивил") - путаница, возникающая в результате смещения позиции. Цивил оказывается на месте хиппи, пользуется его лексикой и в результате этого оказывается смешон. (Существует и обратный вариант, где хиппи выступает в роли цивила.) Обычно такие анекдоты строятся на специфичности жаргона хиппи: он используется там, где его появление выглядит крайне неестественно.

Бабка обращается к хиппу на улице:
- Молодой человек, как мне пройти на улицу Горького?
- Во-первых, не молодой человек, а чувак. Во-вторых, не пройти, а кинуть кости. В-третьих, не на улицу Горького, а на Пешков-стрит. А в четвертых, не знаю я, вон у мента спроси.
Бабка подходит к милиционеру:
- Чувак, как кинуть кости на Пешков-стрит?
Тот медленно опустил руку, было дернувшуюся к козырьку:
- Хиппуешь, клюшка?

Пошел как-то хиппи на работу - троллейбусы водить. Вот пассажиры едут, а он им по динамику и говорит:
- Пипл, проклоцывайте ваши тикеты! Непроклоцанный тикет - это стремно, пипл. Это уменьшает ваш прайс на три юкса и ведет к гнилому базару. А проклоцанный тикет - клевая отмазка от ментов, гопы и прочего стрема!



2. Хиппи и реалии его жизни



1) Хиппи и наркотики



В данный момент эти анекдоты сливаются с другой группой - анекдотами о наркоманах, однако, как нам кажется, первоначально эти анекдоты сформировались именно в среде хиппи.

Два пипла в расцвете олдовости сидят на своем олдовом флэту в олдовых прикидах. Слушают олдовый Грейтфул Дед и курят траву. Один из них говорит:

- Сейчас вон там появятся три шестиногие собачки. Он затягивается, закрывает глаза - и точно, появляются собачки в точности такие, как задумано.
- Ништяк! - говорит второй.
- А сейчас они станут розовыми. Он затягивается, и собачки розовеют.
- Ну, а теперь они вылетят в окно! - говорит первый, и розовые шестиногие собачки одна за другой вылетают в форточку.
Олдовые пиплы меняют пластинку и блаженствуют.
На скамейке под окном сидят три пионера и курят траву. Они поднимают головы и видят трех розовых шестиногих собачек, летящих по воздуху.
-- О! -- говорят они друг другу. - А говорил трава безмазовая…

Пипл приходит к другу. Звонит в дверь - открывает жена.
- Васю можно?
- Васю нельзя.
- А что с Васей?
- Вася умер.
- Он что, так умер, что даже за планом не поедет?

Папа докуривает косяк и отъезжает. Сын пристает к нему:
- Папа, папа! Я писать хочу!
Папа долго задумчиво смотрит на сына, а потом вдруг говорит:
- Так писать - это же ништяк!!

Хиппи умер. Попал, естественно, в рай. Но не прикололо его там. Пошел по трассе в ад. Приходит, смотрит - стоит коноплища до самого горизонта! И наркоманы косяки крутят! Высоченные горы уже накрутили. Присел хиппи быстренько, заколотил штакетину, подбегает к соседу:
- Друг! Спички - дай!
Тот в ответ мрачно-мрачно:
- А! Были б спички - был бы рай!

Война. В окопе сидят два хиппа. Один другого спрашивает:
- Слышь, выгляни из окопа - не ползет ли танк?
- А, в лом... - отвечает второй. - Забей-ка лучше косячок.
Пыхнули, отрубились. Тут над окопом танк останавливается. Открывается люк, появляется голова:
- Эй, ребята, отползли бы что ли. В лом мне на вас наезжать...

Эта группа анекдотов крайне разнообразна. Здесь сложно выделить доминирующий сюжет; однако можно указать некоторые типические черты такого анекдота. Во-первых, план, косячок или марихуана - это характерные черты любого хиппи. В достаточно большой части анекдотов встречает упоминание того или иного вида наркотиков - здесь мы приводим только те анекдоты, в которых наркомания главная тема. Обратим внимание на анекдот про Васю - его приятелю не понятно, как он может не пойти за планом. Во-вторых, потребление наркотиков ведёт к гиперболизированному замедлению реакции у персонажей (хиппи из окопа не замечают танк, в аду при виде конопли хиппи в буквальном смысле теряет разум и так далее). Иногда в анекдоте обыгрываются галлюцинации, всегда крайне абсурдные и фантастичные.

2) Анекдоты о трассе

Идет пипл по трассе. Идет, идет - не стопится ничего, хоть тресни. Пустая трасса. Полный голяк. День, два. Неделю идёт. Взмолился пипл:
- Господи, да что ж это такое делается! За что?
Только сказал - выворачивает из-за поворота дальнобой. Огромный, как Родина, теплый, как Битлз, и кайфовый, как портвейн. И сидит в нем за рулем Господь Бог. Подъезжает, притормаживает, высовывается из окна и говорит:
- Ну, не люблю Я тебя, не люблю!

Шел раз пипл по трассе. Вдруг грузовик на него наехал. Да так наехал, что задавил совсем. И уехал себе. Неподалеку стояла деревенька. Бабушка из деревни увидела на дороге красивый цветной коврик из лоскутков, скатала его и постелила в своей избушке. Прошло лето, наступила поздняя осень. Под Новый Год бабушка решила постирать свой коврик. И повесила его сушиться на дворе. На дворе стоял сильный мороз. Пипл простудился и умер.

Поздняя осень. Хиппи стопит. Холодно, мокро, мимо проносятся машины. Ничего не стопится. Хиппи думает: - Вот… Сейчас застоплю большой тёплый трак… Доеду до города… Залезу в тёплую ванну… Полежу… выпью 50 грамм коньяку… И бритвой по венам!!!

К этой же группе может быть отнесен и анекдот, разобранный нами в группе анекдотов о цивилах, - анекдот о водителе, спасателе, машинисте и докторе.

Трасса - источник опасностей. Почти во всех анекдотах с хиппи негативные события происходят именно на трассе. Основное действующее лицо таких анекдотов - злой водитель. Добрым в таких анекдотах водитель фактически не бывает, даже если это Господь Бог.

3) Анекдоты о пацифизме

Пацифизм - это ещё одна типичная черта хиппи. Приведем примеры:

Идут хиппаны через деревню, а бабка какая-то, откуда ни возьмись, просит их хрячка забить. Ну, надо так надо, грех старой не помочь. Скидывают хиппаны бэги, засучивают тельники, заходят в сарай. И ну оттуда крики, визг свинячий, мат-перемат. Выходят наконец, усталые, потные. Улыбаются.
- Ну что, сынки - зарезали? - спрашивает бабка. - Переволновалась уж, поди.
- Да ну, мать, что ты! Пацифисты ж мы. Но попинали от души!

Идет маленький хиппи по лесу. Ему рассказывали, что здесь много опасных гопников, которые могут его прихватить. Хиппи стрёмно. Вдруг - шум, крики. Хиппи совсем испугался. Из кустов вылезает огромный волосатый детина с канализационным люком, на котором нарисован пацифик.
- К-к-к-кто ты? - с ужасом спрашивает маленький хиппи.
- Я - добрый пацифист! А злые гопники в кустах валяются!

Идёт по улице хиппи. А навстречу ему другой хиппи с большим канализационным люком, на котором нарисован пацифик.
- Зачем тебе такой большой пацифик?
- А, чтоб пацифиздить было удобнее!

Легко видеть, что анекдоты эти вовсе не про пацифизм. Только первый (кстати, самый старый) из этих анекдотов непосредственно говорит о хипповском пацифизме. Остальные рисуют весьма своеобразный образ миролюбивого хиппи - с большим пацификом из канализационного люка. Анекдот здесь опять строится на несоответствии. Одна из самых хрестоматийных черт хиппи - его пацифизм - здесь превращается в нечто совершенно иное. Эффект комичного проявляется именно благодаря подобному смещению.

И последняя группа анекдотов - это



4) Анекдоты о жизни хиппи.

В эту группу включаются все остальные анекдоты этого типа. Эти анекдоты строятся на межсистемных отношениях внутри самого сообщества хиппи.

*Папа с малолетним сыном бегут по улице. Зима, вьюга.
- Папа, папа, а почему в России хиппей нет?
- - Холодно, сынок, холодно.

*Папа с сыном на кухне пьют чай.
- Папа, а хиппи почему не вымирают?
- А в лом, сынок, в лом.

*Зима, ночь. В парадняке найтает хиппи. Он немало наслышан о превратностях судьбы, подстерегающих одинокого хиппи ночью зимой, и ему стремно. Вдруг снизу по лестнице раздаются шаги. Кто-то поднимается и из темноты могучим басом спрашивает:
- Эй, хиппи! Косяк есть?
- Н-н-нет... - - выдавливает из себя хиппи.
Шаги спускаются и стихают. Но не успел хиппи подумать "Пронесло!", как шаги раздаются снова. Кто-то поднимается и могучим басом говорит:
- Эй, хиппи! На косяк!

*Двое в одной постели:
- Слушай, пипл, а ты мэн или герла?
- Какая разница? Мы ведь все любим друг друга!

*Почему у волосатых на предплечьях всегда синяки? Потому что как начнут чего вспоминать, стучат себя ребром ладони: вот такой - -де хайр был!

*Сидит хиппи с гитарой, ударяет по струнам и напевает:
- Блинннн! Блинннн!
Через два часа подбегает второй:
- Запиши слова, за душу взяло!

*Пригласили олдовые хиппи на флэт молодых. Приходит молодёжь, а олдовые сидят все в голде, на столе у них самая крутая еда, баттлы дорогие. Мебель в квартире новая, везде стереосистемы, диски виниловые.
- Ну, - - думают молодые хиппи, - Совсем олдовые оцивилели…
- Да, - - думают олдовые - совсем молодёжь аскать разучилась!

Эта группа анекдотов, пожалуй, самая специфичная из всех возможных групп - такие анекдоты чаще всего либо рассказываются внутри Системы, либо людьми, с этими реалиями хотя бы относительно знакомыми. К этой же группе относятся и анекдоты о реальных или легендарных личностях, которые в свою очередь можно разделить на две подгруппы:

- анекдоты о личностях, известных исключительно внутри системы (притом, московские хиппи могут не знать персонажей, о которых будет рассказывать анекдот хиппи ленинградский).



5) Анекдоты о персонажах известных и вне системы,

к примеру:

Ночь. Парадняк. Лестница. Последний этаж. Открывается замочная скважина, и из нее блестящий глаз долго и внимательно изучает обстановку. Осторожно, тихо-тихо щелкает замок. Дверь приоткрывается. Тишина. Наконец, из-за двери высовывается человек с ведром. Минут через пять он делает шаг из двери и ступает на лестницу. Мгновенно раздается грохот, звон стекла, крики, топот - - и все стихает. Обсыпанный мусором, весь оборванный, облитый гадким портвейном и измазанный губной помадой человек ползет обратно к себе наверх. С улицы доносятся крики: - Я же говорил: мы будем пить с БГ!

Иерусалим. Утро. По кривой грязной улочке идет кривой грязный рыжий еврей. Он несет в руках мешочек. Время от времени он встряхивает его, прислушивается к звону и напевает: - Серебро Господа моего!.. (название песни БГ)

Брежнев Леонид Ильич говорит с трибуны:
- Товарищи... В срррне у нас появились хыппи. Они любят музыку, украшения, пьют водку и борются за мир... Я тоже все это люблю... и я тоже борюсь за мир... Значит, я тоже хыппи...

Чаще всего, персонажами в таких анекдотах выступают либо музыканты известных рок-групп («Аквариум» и его лидер БГ - (Борис Гребенщиков -) появляются чаще всего), либо политические деятели.

Обычно, межсистемные анекдоты богато окрашены специфической лексикой.

На этом заканчивается первая часть нашей работы. Итак, мы рассмотрели классификацию анекдотов при хиппи. Это система оказывается достаточно разветвлённойая и пересекающаяся пересекающейся - анекдот из одной группы часто можно отнести и к другой.



Анекдоты про хиппи как речевой и фольклорный жанр



Теперь перейдём ко второй части работы - к лингвистическому анализу анекдота про хиппи и к общим чертам подобного фольклорного жанра. Коснёмся мы и характерных черт хиппи как персонажа анекдота.



Хиппи как герой анекдота

Начнём мы с последнего заявленного пункта. Итак, основной персонаж такого анекдота - это хиппи. Что отличает это персонаж в кругу других персонажей анекдотов? Во-первых, хиппи - - представитель особой прослойки общества, для остальных его членов он явление, прежде всегодостаточно специфическое (чего не скажешь, к примеру, о персонажах этнических анекдотов). Именно его специфичность обыгрывается в тех анекдотах, которые рассказываются вне Системы. Во-вторых, у хиппи в анекдоте есть целый ряд признаков, свойственных исключительно ему. Прежде всего, это, несомненно, лексика. Вопроса о возникновении и функционировании жаргона хиппи мы затрагивать не будем - это тема для совсем иной работы. Ограничимся только самыми общими замечаниями.



Речевые характеристики хиппи



Лексика хиппи насыщена либо просторечными словами, либо жаргонизмами (чаще всего они образуются следующим образом - английский корень в русской транскрипции + падежное или глагольное окончание). Бранной Бранная лексикаи в анекдотах почти не присутствует, использование ненормативной лексики в подобных анекдотах не поощряется ни самим рассказчиком, ни слушателями - - она органически не свойственна такому анекдоту.

Кроме того, стоит немного сказать о функционировании жаргонной лексики непосредственно в анекдоте. Она может быть не только в речи персонажа, но и в так называемых «словах автора». Жаргонизмы прекрасно сочетаются с «обычными» русскими словами (шёл пипл по трассе, напоил дринчем, найден дикий цивил) или друг с другом, притом обоим словам присваиваются надлежащие окончания (олдовый пипл, на олдовом флэту). Иногда жаргонизмы заменяют существующие русское слово (флэт - квартира, бэг - сумка), а иногда обозначают новые понятия (олдовость, мажор, чувак). Далеко не всегда у заимствованных слов (существительных) совпадает категория рода (к примеру, «квартира» в русском литературном языке женского рода, а в жаргоне хиппи «флэт» имеет парадигму окончаний мужского рода).

Из интересных лексических особенностей такого анекдота можно заметить также варьирование обращения к персонажу. Хиппи может быть назван либо своим «официальным» названием (хиппи), либо «волосатымволосатым» - (если речь идёт о новых анекдотах). В большинстве старых анекдотов - этоиспользуется обращение «пипл». Существует также такая пара как «хиппи» и «хипп» (с соответственной парадигмой склонений - хиппи, хиппов (ей), хиппями (ами); хипп, хиппа, хиппом). . У варианта «хиппи» (в литературном языке, напомним, слово не склоняется) изменяется по падежам только множественное число (хиппи, хиппей, …, хиппями), а у варианта «хипп» - - и единственное (хипп, хиппа, …, хиппом), и множественное число (хиппы, хиппов, …, хиппамихиппы).



Поведенческие особенности хиппи



Но на этом собственно лингвистический анализ мы и ограничим, так как это не является темой нашей работы.

Кроме того, у хиппи есть ряд поведенческих стереотипов. Это: Сюда относятся нелюбовь к работе (чаще всего, продуктивная деятельность оценивается как ненужная и бессмысленная), некоторая заторможенность (видимо, как следствие потребления наркотиков), общительность (хиппи вступает в разговор почти со всеми персонажами, кроме мента - от него хиппи «скипает»). Хиппи фактически бессмертен (вспомним анекдоты о коврике; об аде - жизнь продолжается и в загробном мире; о водителе, спасателе, машинисте и докторе; о папе с сыном), даже в том случае, когда пытается покончить с собой.

Хиппи третий час резал вены. А фенечки всё не кончались…



Внешние особенности хиппи



Есть у хиппи и ряд внешних, более чем характерных, черт. Такая конкретизированная внешность не свойственна никакому другому персонажу анекдотов. Хиппи - это обязательно длинные волосы (в тексте ряда анекдотов он называется не иначе как волосатый), яркая рваная или лоскутная одежда («что-то пёстренькое» из анекдота про художественную выставку или «красивый цветной коврикк» из анекдота о том, как пипла задавило на трассе), фенечки (которые даже отдельно обыгрываются в анекдоте) и косяк, о котором писалось выше. Курит хиппи «Беломор», а пьёт исключительно портвейн или чай.



Словарь



(при составлении словаря использован словарь Ф. И. Рожанского "Сленг хиппи")

Аскать (от to ask (англ.) - просить) - просить что-либо
Базар - беседа, разговор, чаще всего неприятный
Баттл (от bottle (англ.) - бутылка) - бутылка
Безмазовый - не приносящий выгоды, не доставляющий радости
Беломорина - 1) Сигарета «Беломор»
2) Сигарета вообще
Бэг (от bag (англ.) - сумка) - сумка
Вписка - квартира, где можно пожить или переночевать
Волосатый - хиппи
Вчерняк - совсем, обычно о высшей степени наркотического или алкогольного опьянения
Герла (от girl (англ.) - девушка) - обращение к девушке в среде хиппи
Гдота - неприятность, нечто надоевшее
Гнилой - - плохой
Голда (от gold (англ.) - золото)- 1) Золото
2) Золотые украшения
Голимый - неприятный, плохой
Голяк - полное отсутствие чего-либо
Гопник - 1) Милиционер
2) Человек низкого интеллектуального уровня и социального положения, проявляющий агрессию к хиппи
Дальнобой - грузовик, перевозящий грузы на большие расстояния, который чаще всего можно остановить на трассе
Джинс (от jeans (англ.) - джинсы) - джинсовая одежда
Дринч (от drink (англ.) - пить) - - алкогольный напиток
Журыться - употребляется только в форме обращения «не журысь» - - в значении «не бойся»
Забить (косяк) - набивать папиросы травой
Кайф - 1) любое наркотическое средство
2) состояние радости, эйфории
3) (междометие) - хорошо, отлично
Кайфолов - - человек, получающий кайф в значении 2
Клюшка - человек, сочувствующий хиппи, но сам хиппи не являющийся
Контра - см. гопник
Косяк - папироса с травой
Лом (в лом) - неохота, лень, неприятно
Мажор (видимо, от majority (англ.) - большинство)
- 1) Человек, ведущий социальный образ жизни и довольный своим материальным совершенством
2) то же самое, но по отношению к представителям элиты
Мальбора - 1) Сигарета «Мальборо»
2) Дорогие сигареты вообще
Машина - шприц
Мент - милиционер
Мустанг - вошь
Мэн (от man (англ.) - мужчина, человек)
- 1) человек
2) обращение к хиппи мужского пола
Найтать (от night (англ.) - ночь) - ночевать
Ништяк - 1) любой наркотик
2) (междометие) - ничего, хорошо
Олдовый (от old (англ.) - старый) - хиппи с большим стажем
Олдовость - существительное от «Олдовый»
Отъезжать - приходить в состояние алкогольного или наркотического опьянения
Пацифик (от pacifism (англ.) - пацифизм)- символ мира в виде обведённой в круг ноги голубя
Парадняк - парадный подъезд
Пипл (от people (англ.) - люди)
- 1) люди вообще
2) свои люди, хиппи
План - группа наркотиков из конопли
Погоняло - имя
Повинтить - арестовать
Пионер - молодой хиппи, начавший хипповать недавно
Прайс (от price (англ.) - цена)-
1) деньги
2) цена
Прикид - одежда
Прикол - 1) человек или предмет, который может быть объектом иронического интереса
2) шутка
Приколоться - избрать что-то объектом иронии
Проклоцывать - прокалывать, пробивать
Система - общность хиппи, как неформальное молодёжное объединение
Скипать (видимо, от skip (англ.) - прыжок, скачок) - быстро уходить, уезжать, исчезать в случае опасности или при напряжённых ситуациях
Стопить (от stop (англ.) - остановить)- голосовать машинам на трассе, путешествовать автостопом
Стрём - опасность
Стрёмно - опасно
Стриженный - см. цивил
Стрит (от street (англ.) - улица)- улица
Тикет (от ticket (англ.) - билет)- билет
Трава - любое наркотическое средство для курения
Трасса - крупная автомобильная дорога, магистраль
Тусовка -
1) сборище хиппи
2) любое мероприятие
Тусовщик - принадлежащий к тусовке
Удолбаться - дойти до состояния высшей степени наркотического опьянения
Умат - (междометие) обозначает восхищение, восторг
Фенечка - украшение из бисера, чаще всего на руку или, реже, на шею
Флэт (от flat (англ.) - квартира)- квартира
Хавка - еда Хайр (от hair (англ.) - волосы) - волосы
Хайрастый - 1) волосатый
2) хиппи
Хипповать - быть хиппи
Цивил (от civil (англ.) - гражданский, штатский)- человек, ведущий цивилизованный образ жизни, соответствующий общепринятым нормам поведения
Чувак - обращение к хиппи мужского пола
Чувиха - - обращение к хиппи женского пола
Штакетина - см. косяк
Юкс (от yksi (фин) - один) - - рубль


Литература

Лурье В. Ф. Материалы по современному ленинградскому фольклору // Учебный материал по теории литературы. Жанры словесного текста. Анекдот. Таллинн, 1989.

Радзиховский Л. А., Мазурова А. И. Сленг как инструмент остранения // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. М., 1988.

Юганов И., Юганова Ф. Русский жаргон 60-90-х годов. Опыт словаря. - М.: Помовский и партнеры, 1994.



материал взят тут.


      СДРХ    roofles    Правые хиппи    Левые хиппи    Официальный вход    Вход в никуда    Лестница в небо    Стена    On the road    То чего здесь нет