СДРХ    roofles    Правые хиппи    Левые хиппи    Официальный вход    Вход в никуда    Лестница в небо    Стена    On the road    То чего здесь нет

 

01.08.2002 10:04

Дионис

О хиппи

http://webcenter.ru/~dionysos

Привет, Dreamer!


>Меня очень интересует тема: Америка шестидесятых" В аспекте молодежной культуры и молодежных движений того времени. Можете помочь с информацией? Всем кто откликнется БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

Я занимался этой темой. У меня есть дома несколько книг по тематике молодежного движения в Америке и альтернативизма в более широком плане. Однако я не могу себя назвать специалистом в этом направлении, меня интересовали истоки движения хиппи, Гринписа, движения ненасилия с точки зрения осмысления проблем молодежного и альтернативного движения в России. Интересует ли тебя академический аспект (значит, тебе нужны ссылки на литературу) или тебе хотелось бы просто несколько больше узнать об этом в личной беседе?


Возможно, тебе будет интересно сравнения хиппи у нас и в Америке, читай далее.

Я долго пытался понять, что есть современные хиппи в России, был на Рэйнбоу, общался с некоторыми признанными хиппи, включившимися в систему еще в конце 70-х. Тусовался на Арбате в Москве с волосатами собратьями. И обнаружил, что практически никто из них сейчас себя не идентифицирует как хиппи. Знающие люди просветили меня в том, что в СССР движение хиппи часто было попыткой копировать внешнюю сторону западного хиппизма: стильность, рок, джинсы, вписки, путешествия, свободный секс и наркотики. Очень часто это были дети весьма обеспеченных советских чиновников. Оно собирало индивидуалистов, которым было тошнотворно от тоталитаризма, которые искали романтики и выражали таким образом свой протест. Часто среди хиппов той эпохи были фарцовщики или музыканты. Многие из тех хиппи нашли теперь себя в бизнесе, в искусстве, а иные уехали из страны.

Я хочу сказать, что те идеи, которые составляли жизненные устремления западных хиппи 60-70-х: жить как дети и птицы небесные, как цветы, в гармонии с природой, не заботясь о хлебе насущном, жить в братстве - не разделялись большинством хиппи в СССР. А ты эти устремления в существенной степени понимаешь и разделяешь. Поэтому после распада СССР многие хиппи перестали чувствовать себя таковыми и движение хиппи распалось. На фоне многочисленных молодежных развлекающихся тусовок остались отдельные индивидуалы и странники, которые продолжают частично нести ценности хиппи, либо переосмысляют их философски в поисках ответов на актуальные современные вопросы.


Западные хиппи бросили вызов буржуазному образу жизни своих родителей и учителей. Каковы же результаты движения западных хиппи? И кто сейчас в России делает что-то подобное? Следует ли абсолютизировать образ жизни хиппи, а может быть сейчас требуется его трансофрмация?


Так вот, одним из результатов движения западных хиппи (но не их единственных, в этом много кто еще поучаствовал) было в том числе прекращение войны во Вьетнаме, появление первых экопоселений, движение коммун, развитие экологического движения, обращение к древним традициям разных народов (язычеству) для саморазвития и оздоровления личности и социума.


В России некоторые хиппи поучаствовали в развитии экологического движения, андеграунда, но прежде всего в становлении рок-движения - это действительно их детище. Многие российские хиппи после перестройки вполне хорошо пристроились, как я уже писал, и перестали быть хиппи, это прошло как юношеское увлечение. Остались единицы олдовых хиппи, например, Умка, рок-певица в Москве, Фри Лав (он же Илья Васильев), некоторые вечно странствующие хиппи и бродячие музыканты (таких я встречал на Радуге), а также ряд людей которые были всегда близки по взглядам хиппи, но никогда себя не отождествляли с ними полностью.

Раньше, чтобы быть принятым в семью хиппи (в систему), необходимо было принять посвящение - проехать автостопом по трассе Москва-Питер и вписаться к своим тут или там. Но сейчас уже давно никто особенно не стремиться быть хиппи в Москве, по-крайней мере, и мало кто представляет, что сие означает. Хотя волосатые периодически появляются тут и там, их даже народ обзывает хиппи, но в этом нет исконного смысла.

Я знаю, что на Арбате можно завсегда повстречать самых разных волосатых пиплов, но почти никто из них себя не идентифицирует с хиппи. Впрочем, сейчас появляется молодежь, которая резко критически оценивает иногда нажитое своими предками богатство и их буржуазный образ жизни, дело доходит даже до того, что некоторые из этих молодых людей сознательно отвергает родство со своими богатыми предками, оказываясь наследовать их деньги и прочие преимущества статуса. Но их не настолько много, чтобы они могли образовать какое-либо движение, оно стремяться не выделяться, и часто прикидываются под хиппи.


Мне всегда были симпатичны западные хиппи и я чувствовал себя близким им по духу. Но, в конечном итоге, я нашел себя в традиционной дохристианской вере славян. Если бы я жил в Элладе, я бы обратился к языческой вере Олимпийских богов, но поскольку я живу на Русской Земле (к тому же предки мои по матери славяне), то естественно принять веру славян.

Возможно, язычество как традиционная, исконная вера и есть то, что сейчас может составить для молодежи реальную альтернативу буржуазной пошлости, как и насаждению искусственных и чуждых народному духу ценностей, в том числе официозно-церковных ценностей типа "Православие. Державие. Народность" (реальной народности в этом никакой).


Так вот для обращения к язычеству вовсе не требуется трансформировать как-либо движение хиппи, потому что язычество и есть подлинный источник начала хиппи на Западе. На Западе не сохранилось живой языческой традиции (около миллиона женщин там было сожжено по обвинениям в языечтве в эпоху инквизиций), поэтому хиппи нашли ей своеобразное замещение, создав своеобычную новую молодежную культуру. У нас же языческая традиция до сих пор имеет живые корни, сохранившиеся несмотря на тысячелетние гонения со стороны властей и церкви.


Когда я иду на народные языческие праздники с друзьями, одев очелье (в переводе на язык хиппи - хайратник) и народный костюм, то часто слышу со стороны возгласы: "Смотри, хиппи идет". Или, реже, слышу вопрос: "Это что, какая-то новая религия". Народ любопытно глазеет на меня (на панков уже так не реагируют) как на какой-то новый стиль, хотя это всего лишь традиционная народная одежда, которую носили его бабушки и дедушки. Между тем еще в начале века в некоторых местах крестьяне катали попов по засеянному полю, чтоб урожайность была. Как не жаловались попы на этот языческий обычай, но соглашались его исполнять, иначе их бы обвинили в неурожае и они лишились бы своих приходов.


Я знаю, что о язычестве много чего наговорено ложного, дескать это бесовство, нечисть колдовская, служение дьяволу и т.п. и т.д. Но для меня и моих друзей - это подлинное народное природное мировоззерение, которое мы несем в себе и хотели бы передать своим детям.


В части любви к природе и желании жить в гармонии с ней и друг с другом, в тяготении к общинному образу жизни, к экопоселениям - мы, язычники, подобны хиппи. Правда, мы стремимся опираться на традиционный опыт и обычаи нашего народа, восстанавливая ремесла и народное искусство. Если в идеологии хиппи все люди - пиплы-граждане мира, то мы видим выход из цивилизационного тупика (каковой признается и хиппи) не в слиянии-унификации всех и вся, а в сохранении уникальности и самобытности каждой культуры-этноса.


В части пацифизма, среди нас есть люди, разделяющие идеи ненасилия, но есть также и воины, для которых борьба, проявление боевого духа, способность постоять за себя и за слабых - дело совершенно естественное. Эти люди вполне мирно уживаются в нашей среде и даже временами состязаются друг с другом в ловкости и силе на наших праздниках. У хиппи пацифизм часто является продолжением идей христианского смирения, мы же не разделяем идей смирения перед злом и несправедливостью и человек у нас не есть раб божий, но боги есть любящие его предки. (Хотя хиппи в основе своей идеологии считают себя последователями Христа, но они не также разделяют христианско-иудеской идеи, что человек есть раб божий).

В части странничества, среди нас есть люди которые имеют очень хороший походно-экспедиционный опыт по горам и лесам, городам и деревням в глубинке России, поездок автостопом и на собаках, в том числе без копейки в кармане. Некоторые из этих людей пришли к язычеству побывав в хипповской системе. Мы разделяем принципы народного гостеприимства. Но если хиппи живут как цыгане, передвигаясь и пользуясь поочередно гостеприимством своих людей в разных городах, то нас есть привязанности к своему родному месту и чувство долга по его сохранению, как и к своим семьям, родным и близким, к дому. Если язычник отправляется в странничество, то у нас есть четко понимаемая миссия, цель, а не просто желание сменить обстановку, поглядеть на мир, хотя и это, кончено, нам не чуждо.


Хиппи считают себя детьми, цветами жизни. Мы разделяем с хиппи стремление непосредственно чувствовать и реагировать на мир, подобно детям. Чувственное познание и мировосприятие - основа язычества. Мы, как и хиппи, считаем, что жизнь дана для радости, а любое страдание преодолимо, что надо делать свою жизнь райской здесь и сейчас, а не ожидая конца света. Однако у многих хиппи это сопровождается отказом от принятия ответственности за серьезное дело, да и за самих себя.

В отличие от западных хиппи 60-70х годов, проявлявших гражданскую активность во многих вещах, их современные последователи в гораздо большей степени апатичны и бесхребетны, замкнуты на себя. Мы же принимаем личную ответственность за себя, за родную землю, за деяния своих предков и за будущее своей семьи и народа.


В отношениях между женщинами и мужчинами, хиппи придерживаются правил свободной любви, которая ни к чему никого не обязывает, не возлагает ни какой ответственности. В нашей среде, пожалуй, господствуют среди старших скорее патриархальные идеи, молодежь выбирает свободные отношения. Четких этических правил в этом отношении не принято у нас.

Но из соображений традиций, язычники безусловно уважают материнство и считают, что отец не должен прятаться, но должен принять ответственность за своего ребенка. Соитие для нас - священный акт, в котором со стороны мужчины участвует небо, а со стороны женщины - земля. Лично я, будучи сторонником полигамной (где несколько мужей и жен, а дети общие) семьи, предпочитаю глубокие и длительные духовные и сексуальные отношения, поверхностным и односторонним.

Понятно, что постоянное странничество хиппей требует отношения к сексу как к глотку воды: выпил из одного источника, пошел к другому, не заботясь о прежнем - это дело самого этого источника. Для язычников секс - лишь небольшая часть священнодействия в отношениях между женщиной и мужчиной, ограничиться этой малой частью - значит пропустить нечто гораздо более важное. Ведь язычество - это родоплеменные и семейно-родовые верования, т.е. семья и род, братство и взаимопомощь - не меньшая (если не большая) ценность, чем собственное "я".

У хиппи собственное "я", его удовлетворение - высшая и, пожалуй, единственная ценность в настоящее время. Когда братство и любовь стало всего лишь необязательным приложением к личным удовольствиям, хиппи исчезают как динозавры. Но я надеюсь все же, что кто-то из них сумеет уберечься от крысиных условий и сможет сохранить культуру хиппи. Все же это будет своего рода музейная ценность, заповедник. А язычество - это растущее движение, у которого есть серьезное будущее, могучие и древние корни. Удачи!

   СДРХ    roofles    Правые хиппи    Левые хиппи    Официальный вход    Вход в никуда    Лестница в небо    Стена    On the road    То чего здесь нет