hippy.ru

 

Художественное граффити

 

 

 

<<    >>

Бренер и Шурц: Бомбейское графити, о котором идет речь, представляло собой надпись красными буквами на белой глинобитной стене, гласящую: «Every morning I wake up on the wrong side of Capitalism» («Каждое утро я просыпаюсь на неправильной стороне капитализма»).

Почему мы называем это графити политическим? Очевидно потому, что оно обращено к социальному и политическому сознанию и оперирует политическими понятиями. «Просыпаться каждое утро на неправильной стороне капитализма» означает одну вполне реальную вещь со всеми вытекающими из нее последствиями: жить в бедной стране. В такой стране, которая, подобно Индии, Пакистану, Камбодже, Нигерии, Бразилии или, в самом крайнем случае, Ираку, стала частью мирового пространства глобализации, то есть оказалась в сфере интересов империалистических стратегов, чьи штабы расположены в Вашингтоне, Лондоне или, скажем, Риме.

Жить в бедной стране означает многое. Иногда это означает получать мизерную заработную плату за тяжелую многочасовую работу, а иногда — умирать от СПИДа без всякой надежды на медицинскую помощь. Иногда это означает прозябать в трущобах без воды и электричества, а иногда — быть убитыми во время вспышки религиозного насилия. Иногда это означает детский труд, а иногда — проституцию ради куска хлеба.

Иногда это означает невозможность получить элементарное образование, а иногда — полную неспособность защитить свои права перед лицом коррумпированных или абсолютно равнодушных властей. Иногда это означает смерть от голода, а иногда — от наркотиков. Иногда это означает кровавый рессентимент, а иногда — беспросветное оплакивание своей судьбы.

Кроме того (и это чрезвычайно важно), «просыпаться на неправильной стороне капитализма» во многих случаях означает одно жестокое и мучительное желание — стремление попасть на «правильную сторону капитализма» — в богатые и благополучные страны. Об этом как раз и мечтают сотни тысяч мигрантов, которые зачастую рискуют своей жизнью, чтобы достичь «обетованных» земель Запада.

Таким образом, бомбейское графити говорит о многом: о горечи и отчаянии, о мечтах и разочарованиях, о тоске и безнадежности, о надеждах и страхах. И, повторяем, все эти человеческие страсти напрямую связаны с социальной и политической реальностью сегодняшнего мира. Мира, в котором беспрепятственно хозяйничает неолиберальный капитализм.

Так что не будем скрывать: нам очень нравится это графити. В его короткой, жесткой поэтической формуле содержится мощное послание: требование изменения мира, который по-прежнему разделен на богатых и бедных, голодных и сытых, сильных и слабых. Требование изменения, являющееся сердцевиной всякого настоящего, а не фальшивого, искусства.

http://www.arba.ru/article/194