hippy.ru

 

Антиграничный лагерь - август, 2007

 

 

 

<<    >>

Маленький шеф и полиция или

Противоречия и промахи в анти-граничном лагере

(Украина, август 2007)

(впечатления французского анархиста)

– Специфический контекст...

С 11 по 20 августа анти-граничный лагерь "No Border" проводился на Украине, недалеко от словацкой, венгерской, польской и румынской границ, рядом с Ужгородом (около 150 000 населения).

Для нас, ехавших вдевятером в двух грузовиках из Германии, "Нет границам!" начинается на границе Польши с Украиной: несколько часов ожидания, бесконечные очереди легковых машин и грузовиков, совершенно не нервированные люди... похоже на то, что это привычно, и после нескольких бесед с украинц-к-ами и поля-ч-ками мы понимаем, что обычно все это еще хуже!

Прибываем в Ужгород 10 августа и ищем лагерь почти два часа : мы - полные дилетанты в украинском и русском, а в Ужгороде мы не наткнулись ни на кого, кто хоть немного изъяснял-а-ся бы на английском, французском или испанском (что нас немало дестабилизировало, но при этом довольно приятно знать, что империализм этих трех языков еще не захватил всю планету… и это наше дело, говорить на украинском или на русском). После двух-часового поиска в окрестностях города мы находим лагерь возле Камяницы, по ту сторону моста за пролеском. Замечательное место, но совершенно бугристое (найти подходящее место для сна непросто...). Участок принадлежит Ужгородкому университету, несколько дощатых домиков на его территории, похоже, служили в советские времена местным студентам во время каникул.

Нижеследующие записки сосредотачиваются в основном на критике этих нескольких дней, но я хочу подчеркнуть то, что в целом этот лагерь был для меня источником радости, любопытности, встреч, игр, размышлений, открытий...

Но он мог бы быть еще более воодушевляющим, в частности, в том, что касается формальной коллективной организации и политической ориентации лагеря.

– ... не оправдывает сомнительных политических методов

По прибытию - за день до “официального" начала лагеря - мы замечаем, что немало народу уже на месте, но также и то, что доблестная группа, занимавшаяся подготовкой лагеря, далеко не однородна: довольно сильные политические расхождения уже дали себя почувствовать в вопросах организации лагеря, и это будет только ухудшаться до 20-го августа...

Среди материальных позитивных моментов, отметим сухие туалеты и души DIY (“do it yourself” – “сделай сам-а»), плюс речка в которой можно купаться/мыться и сухие туалеты "старой закалки" ужгородского университета. Довольно высокая организованность питания, дров (которые надо было приносить и рубить для ночных костров - другого коллективного освещения не было, за исключением некоторых моментов, когда работал генератор), уборки и т.п. Заметим все же, что питание очень часто было полностью обеспечено людьми из разных групп ФНБ (Food Not Bombs - Еда Вместо Оружия), что было здорово, т.к. мы могли есть "по-украински", либо "по-русски", но, с другой стороны, это значит также и то, что мало людей из Западной Европы приняли участие в этой работе (что таки печально).

21 июля в Сибири был подвержен атаке анти-ядерный лагерь. Один активист был убит, другие серьезно ранены. Это событие, разумеется, было учтено при организации лагеря No Border. Даже если нас было намного больше (300 - 400 человек), чем в анти-ядерном лагере (их было около двадцати), было важно позаботиться о том, как реагировать в случае нападения на лагерь.

Проблема в том, что эта забота превратилась для некоторых из группы подготовки лагеря в сложно контролируемый страх... Страх атаки со стороны нео-нацистов, страх репрессий со стороны полиции, страх беспорядков, могущих спровоцировать конец лагеря и т.п.

К этому страху добавлялось ранее принятое решение скорее сфокусироваться на аспекте "рабочие группы и встречи" в лагере, чем проводить акции в городе (в частности, любая идея наступательного прямого действия казалась неправомочной - мы были предупреждены еще до приезда на Украину). Если это и могло бы частично заслуживать критики, но, как минимум, это имело то преимущество, что было отведено подобающее место насыщенной и иногда захватывающей работе в группах : (особенно относительно ситуации нелегалов в Европе, включая страны Восточной Европы, не входящие в "Европейский Союз" такие, как Украина, Россия, Молдавия, Белоруссия и др.).

Но это решение провести лагерь скорее в не-наступательной форме сопровождалось другими решениями, намного более печальными: редкие мероприятия предусмотренные в городе (Ужгород) были организованы совместно с НГО (не-государственными организациями), в частности, с Международной Амнистией. Почему это печально? А потому, что большинство НГО до такой степени законопослушны и сотрудничают с властями, что полицию попросили "охранять" анти-граничный лагерь!

И действительно, когда мы приехали в лагерь, на въезде мы увидели две полицейских машины и вооруженных ментов в спец-униформе (т.к. плюс ко всему, было три разных подразделения полиции - местные менты, районные и специальные). Но почему эта "защита" была принята? Я до сих пор задаю себе этот вопрос. Нам так и не удалось лучше понять, как НГО смогли насадить полицейское присутствие на входе в лагерь...

Что ясно, так это то, что очень скоро было видно ментов, патрулирующих внутри лагеря (пешком)! Украинско- и русскоязычные каждый раз просили их покинуть лагерь, что они и делали, но это могло повторяться несколько раз за день (будто менты не передавали друг другу сообщение - если только они не подчинялись приказам тех, кто выше нас...). После третьего или четвертого дня менты больше не заходили в лагерь и оставались “на входе».

– Кормить ментов...

Но, даже среди нас (это "мы" оказалось довольно смешано в политическом плане) решимость оттеснить ментов как можно дальше от лагеря не всеми разделялась: среди нас были люди, кормившие ментов на входе в лагерь! Более того - пищей, предусмотреной для участниц и участников No Border...

Для большей части людей из лагеря был очевидно, что кормить ментов представлялось и нелепым, и глупым, совершенно ошибочным в политическом плане, если, конечно, вы - не хиппи - христиане...

На ежеутреннем общем собрании этот вопрос был поставлен: "Похоже, что здесь есть люди, ежедневно относящие пищу на пост ментам. Принимая во внимание то, что у нас есть более важные темы для обсуждения, мы бы хотели посвятить минут пять принятию решения по вопросу: должны мы или нет продолжать кормить ментов". Лагерь полон анархистов, постоянных врагов полиции, многие думали, что решение не кормить ментов будет быстро принято, до такой степени это казалось очевидной несуразностью. Однако, нескольким людям (в их числе - своего рода украинский "анархистский лидер", входивший в группу, подготавливавшую лагерь - что, плюс к раздражающей харизматичности, придавало ему псевдо-правомочность в соотношении сил во время разногласий по принятию коллективных решений) удалось превратить этот вопрос в псевдо-дебат и, после двух часов "обсуждения", никакое решение так и не было принято...

Некоторые из аргументов "за":
- “Я относил-а еду ментам на вход в лагерь. Это мое лично решение, и даже если вы примете решение против, я продолжу это делать, т.к. это личная инициатива”
- “Это будет не по-анрхистски, мешать ему-ей кормить ментов, потому что вы посягнете на его-ее свободу действия. Каждый-ая делает то, что хочет”
- “Эти менты - такие же люди, как мы. Кормить их – нормально”
- “Кормить ментов в этом контексте не является политическим решением. Эти менты - хорошие парни, местные, они в полиции оттого, что здесь трудно найти другую работу, а на самом деле, они – симпатяги (...) Мы кормим ментов, чтоб они нас узнавали во время акций ФНБ в городе, чтоб они хорошо к нам относились»
- “Мы здесь критикуем тех, кто обесчеловечивает людей, например, выгоняя иммигрантов и иммигранток, но сами поступаем не лучше: отказываясь их кормить, мы обесчеловечиваем ментов»
- “Я - один из ответственных лиц / организаторов лагеря, и кормить ментов надо, это хорошие деревенские парни (сам он - из Киева, в более чем 600 км оттуда). Если мы не будем давать им еду - они будут вести себя агрессивно по отношению к нам »
- “Это не вина самих ментов, что мы их кормим, это их начальство приказало им попросить нас о кормежке »

С самого приезда мы чувствовали некоторую боязливость, толкавшую участников и участниц лагеря оставаться тихими, не совершать никаких неосмотрительностей, но здесь речь уже шла открыто о том, что "подчинимся ментовским приказам, и все пройдет хорошо..."!

– ... или их есть?

Таким образом, эта удручающая дискуссия на утреннем собрании вызвала целый ряд классических аргументов в ответ «анархистам-гуманистам», желавшим кормить ментов... На тот момент было нелегко это пережить, т.к. мы не думали, что преодолев столько километров дороги мы упадём так низко (можно было подумать, что это – генеральная ассамблея студентов в самом начале социального движения во Франции, со всей полной доброты наивностью ещё не сталкивавшихся с ментами студентов)... Говоря о проделанных километрах, замечу, что в лагере не было практически никого из Ужгорода или предместий, а значит, некому было подтвердить псевдо- исключительную доброту местных ментов... Таким образом, среди сторонников «за» или «против» были европейцы и европейки как с Востока, так и с Запада (в целом, в этом лагере были в основном украинки/украинцы и русские, также много немок и немцев и люди со всей Европы – Литвы, Польши, Беларуси, Словакии, Чешской Республики, Австрии, Румынии, Молдавии, Греции, Финляндии, Голландии, Англии, Бельгии, Франции, Испании, Португалии а также с Новой Зеландии, Израиля, Палестины, Канады, США и т.д.) и все дискуссии проходили на английском и на русском (с синхронным переводом для нескольких французов и француженок, не говоривших ни на английском, ни на русском – таким образом подтвердилась традиция французов и француженок – «чайников» в иностранных языках...).

Среди аргументов «против», а значит, в большей степени в ответ на «за»:
- «Претендовать на то, что любая личная инициатива – выше коллективных решений, принятых на общем собрании, это – довольно странное видение само-управления и анархии... В таком случае, для чего мы здесь собрались?»
- «По всей Европе и, втом числе, на Украине менты учиняют расправы, отправляют в тюрьмы, иногда даже убивают. Они контролируют людей и экстрадируют их, если это – нелегальные мигранты. Им платят за это, и везде они подчиняются приказам. Вы думаете, что если их кормить, они перестанут подчиняться?»
- «Вы утверждаете, что эти менты – симпатичные, потому что на данный момент им не в чем нас обвинить, т.к. мы сидим здесь тихо, но если, как в других лагерях No Border, мы будем проводить акции прямого действия – возможно, они будут намного менее добрыми... Корми их или не корми – не это сделает их добрее.»
- «Если их начальство прикажет эвакуировать лагерь, даже если мы их кормили всю неделю, ты ведь не думаешь, то они откажутся это сделать? К тому же, пять или шесть ментов якобы ставших добрее, потому то мы их кормили, не помешают многочисленным другим, приехавшим нас выгонять, делать их грязную работу.»
- «В Лионе, во Франции, коллектив ФНБ (Food Not Bombs – Еда Вместо Оружия) назывался Food Not Cops (Еда Вместо Ментов), всем было очевидно то, что менты – это враги.» (Кстати, огромное большинство присутствоваших в лагере участни-ц-ков ФНБ – в основном из стран Восточной Европы, но также из Парижа и Лондона – были категорически против того, тобы кормить ментов. Акции ФНБ часто сталкиваются с ограничениями со стороны полиции, когда это не вообще репрессия.)
- «Полиция здесь находится не для нашей защиты, но для того, чтобы нас контролировать, поддерживать порядок. Все менты полуают за это деньги. Если я сюда приехал-а, это- с мыслью разбивать границы, мешать государственному и капиталистическому порядку. А не затем, чтоб кормить тех, кто поддерживает этот порядок и эти границы.»
- «Если мешать кормить ментов – не «по-анархистски», разве это «по-анархистски» - кормить вооруженную руку государства?»
- «Если кто-то из здесь присутствующих решит по собственной инициативе кормить ментов, тогда я тоже по моей собственной инициативе могу решить отравить еду, предназначенную ментам...»

Между «добрыми гуманист-к-ами» и «злыми революционер-к-ами» - согласие невозможно... Коллективное решение так и не принято к концу этих дебатов. Это разделение нас удивляет, но мы принимаем его к сведению.

– Хороших ментов не бывает, ни здесь, ни в другом месте, ни вчера, ни завтра

Несколько человек, не желающих покидать лагерь несмотря на глубокие разногласия между ними и теми, кто считает, что менты – такие же люди, как все, решают действовать слегка провокационным образом, вывесив в лагере несколько больших, открыто противо-ментовских афиш (на английском, русском и французском), и вот их содержание:

« In this No Border camp,
some of us fight the real enemy...
some others feed the real enemy...
Is this an anarchist camp or a hippie camp? »
[Этот текст не был переведен на французский, но это значит что-то вроде:

В этом лагере No Border,
Некоторые из нас борятся с настоящим врагом...
Некоторые другие кормят настоящего врага...
Это – анархистский лагерь, или лагерь хиппи ? »]

« Ешьте ментов, а не животных ! Food Not Cops »

« Don't feed the cops...
But eat the cops...
Hit the cops...
Hate the cops... »

[Этот текст тоже не был переведен на французский:
Не корми ментов,
Но ешь ментов...
Бей ментов...
Ненавидь ментов... »]

« Хороший мент – мертвый мент »
Элдридж Клевер (член Партии Черных Пантер)
«Вредя полиции и, в более широком смысле тем, кто управляет поддержанием порядка, мы освобождаемся от привычной покорности и бессилия. Разрушение и трансформация мирного города в место восстания – синонимы творчества. Мы все более или менее осознаем, что жить в выбранном нами мире невозможно без полного разрушения мира сегодняшнего. Таким образом, разрушая то, что нас подавляет, мы участвуем в открытии брешей, позволяющих нам создавать новые социальные отношения.»
«Бешеные» открывают бал (Гренобль, 2006)

В то же время, над одной из палаток появляется транспарант, на котором крупно выведено « Gegen hippies » [« Против хиппи » на немецком].

Эти афиши позволили продолжить дебат довольно «наступательным» способом, даже если это так и оставалось словами... Только одна афиша была сорвана, остальные остались вплоть до конца лагеря.

В любом слуае, эти слабые контакты с ментами быстро испортились, т.к. те, кто был там «для нашей защиты» быстро показали настоящее лицо оскорбляя и угрожаяя людям на входе в лагерь, в зависимости от их внешнего вида, отпуская сексистские комментарии (доходившие до угрозы изнасилования) в адрес купавшивхся в реке без одежды... Иногда, напившись, менты приставали к возвращавшимся в лагерь в одиночку из города, при переходе через мост ведущий в лагерь. В конечном счете ниего серьёзного не случилось, но всё это не создавало впечатления что ужгородские менты сильно отличаются от ментов парижских или барселонских. Но, может, эти менты просто были очень голодны и не знали, как это выразить...

– Когда анархия – это непринятие в расчет коллективных решений

Лагерь проходил с субботы 11 до понедельника 20 августа. Во вторник утром на общем собрании было принято решение, что ни один журналист не войдет в лагерь до его окончания. Журналисты могут быть приняты снаружи лагеря всеми желающими и смогут зайти на его территорию только в последний день и на обговоренных условиях.

Это решение представляется на удивление четким – видя разногласия по вопросу кормежки ментов... Но знаменитый «анархистский лидер» из Киева не присутствовал – и мы были в основном среди анархистов, что упрощает дело (кстати, большая работа необходима тобы сорганизоваться и избавиться от лидеров в анархистских течениях, тут уж ниего не скажешь).

Но в четверг утром, в конце общего собрания, когда многие уже ушли заниматься другим, тот самый «анархистский лидер» из Киева (назовем его для краткости М.) появляется и объявляет, что журналисты будут в лагере около 13.00, т.е. через час!

Несколько человек реагируют, но М. парирует, что четверг – почти конец лагеря, что пятница – день акцийь и что в выходной будет меньше народу, и бла-бла-бла, и бла-бла-бла. Или как показать, что коллективное решение принятое два дня назад – тебе безразлично... при этом делая вид, будто этот вопрос тебя занимает.

В конце концов, журналисты приедут в этот день в лагерь около 13.00 без излишнего протеста людей из лагеря... Похоже, что всем это более или менее надоело или просто никого нет. Солнце сильно припекает, и многие – на речке или беседуют в тени, вдалеке от прохожих писак.

– Когда анархомент ставит в вину анархистам акции прямого действия

С пятницу утром, несмотря на умиротворяющие речи, уговаривающие сохранять максимальную осторожность, были проведены две синхронные акции за пределами лагеря: с одной стороны, около сорока человек ненадолго появляются перед решетками лагеря задержания мигрантов, находящегося в окрестностях Ужгорода (для выражения солидарности с заключенными – что прошло без проблем с ментами), и, с другой стороны – манифестация «Против Границ» из 200 или 300 человек в самом Ужгороде. Демонстрация началась по выходу из привезшего нас в город автобуса и – оп! мы занимаем здание «миграционной службы» (от которой административно зависят лагеря задержания мигрантов, тех кто просит политического убежища и др.) в течение минут 20-ти – достаточное время для раздачи трактов (на русском) всем внутри (а также снаружи – тракт будет раздаваться также во время шествия), для вывески транспарантов на окнах и с крыши, замены украинских флагов на анархистские и нарисовать граффити на стенах, и мы выдвигаемся шествием к центру города.

Демонстрация скорее спокойная, довольно энергичная (какое удовольствие кричать слоганы вроде «Ни границ, ни наций – хватит депортаций (нелегалов)», на русском или украинском для меня, кто помнит слоганы на английском во время No Border в Страсбурге во Франции в 2002 – прохожие ничего не понимали!) и с редкими достаточно незаметными ментами в штатском позади (чего уж жаловаться). Походу было написано несколько граффити на стенах. Демонстрация останавливается под палящим солнцем в самом центре города, и менты все также немногочисленны. Атмосфера скорее расслабленная, многие покупают мороженое или освежаются кто во что горазд (еда на Украине примерно в 6 раз дешевле, чем во Франции, так что иногда было странное ощущение, будто ты - буржуй в отпуске...).

На площади, где остановилось шествие, над памятником воодружен флаг Европейского Союза... Кто-то карабкается и снимает его, приносит вниз, где он весело сжигается без каких-либо возажений. На этой площади находится оранжевая палатка партии украинского президента Виктора Ющенко (в конце сентября 2007 на Украине были парламентские выборы). На ней было нанесено граффити на украинском или русском, все так же при всеобщем хорошем настроении и весельи. Тем не менее мы видим М. (опять его) за серьезным разговором с двумя или тремя ментами, со встревоженным видом. Он подходит к большой группе манифестантов, расположившейся в тени, и сообщает, что все это довольно сильно нервировало как националистов из оранжевой палатки, так и полицейских (которые метают только о порядке и спокойствии). Он указывает, что менты просят всех разойтись... Таким образом было наскоро импровизировано общее собрание, где было решено возвращение группой (а не врассыпную) в лагерь, тем более, что демонстрация была и так завершена. Так что, честно говоря, давление со стороны полицейских было минимальным...

Но, через несколько часов после возвращения в лагерь, появляется М. и собирает чрезвычайное общее собрание вокруг большого костра (в это время уже совершенно темно). Для чего? Прочитать мораль граффитистам и тем, кто сжигал флаг, потому что «из-за них мы находимся под прямой угрозой атаки местных националистов». Да-да. Не время радоваться скорее удачно проведенному дню, закончившемуся без проблем, а время, еще раз - для панического страха того, что эти крошечные перегибы может быть спровоцировали ужасное нападение на лагерь... М. Обрушивает это на нас в течение долгих минут, со горящим фонарём на лбу, этакая инкарнация господа бога, сияющего посреди толпы невеж не отдающих себе отчета в их действиях.

Он только что не призывает к выдаче «злоумышленников» (делавших граффити и сжигавших флаг), в любом случае, он открыто вменяет им в вину их действия. Затем, он перечисляет нам, так сказать, условия для соблюдения (продиктованые одним из местечковых националистских главарей) чтобы на лагерь не нападали украинские националисты (все-таки более умеренные, чем нео-нацисты...). Ни одно из этих условий не будет принято в расчет (надо было убрать анархистские флаги, перестать ходить в соседнюю деревню, и уж не помню какая другая фигня...). Короче, этот чувак – двойное наказание, потому что у него есть определенное влияние на добрую часть участни-ц-ков лагеря (и большинство тех, кого он напрягает, недостачно объединены, и/или полностью вымотаны его поведением – что, очевидно, не является решением проблемы!) и потому, что он рассказывает столько всякой чуши, что постепенно становится ясно, что такому чуваку совершенно нечего делать в лагере No Border! И тем не менее...

– Когда время – заканчивать...

Ну вот. Этот рассказ не полон и, разумеется, « субъективен ». К тому же, повторю, как уже было сказано в введении – я пережил там совершенно замечательные моменты, не все заслуживает критики: я встретил множество людей, активистов из Украины, России и других стран, с желанием туда вернуться, со все тем же желанием разрушить все границы, которые нас разделяют... Или моменты, которые могут показаться менее значимыми, но которые были более чем приятными, как хардкор концерт в лагере (и приятное открытие, что круг перед сценой – не обязательно то место, где выпендриваются молодые мачо, т.к. в этот вечер это было скорее откровенное веселье в форме дека-данса, в который приглашались все), импровизированные игры («место для встреч », как сказал бы директор пионерлагеря?), футбольный турнир (к сожалению, не законченный) и, к тому же, чувство, что в любой момент можно влюбиться (все же, без конкретной реализации, но это – другая история...).

И еще, и это позвояет мне закончить на аспекте, который вам покажется смехотворным, но который меня положительно впечатлил: в этом лагере было немало людей, не употребляющих наркотики, алкоголь, табак и другие вызывающие зависимость вещества (стрэйт-эйджеры и не только). И, честно говоря, я думаю, что это играло роль в общей атмосфере лагеря, участницы и участники были в целом внимательны к другим, и даже вечером, когда был концерт, там не было бара с алкоголем, как это систематически бывает на концертах в Западной Европе, и, к пимеру, не было ни одного в стельку пьяного, валяющегося в углу... И «тем не менее» было много радости, энергии и всякой всячины!

Тем временем, их границы укрепляются и усложняются.

Формы нашей солидарности тоже.

– Ссылки в Интернете:

Message from participants at the Ukraine No Border camp (14 августа 2007)

www.indymedia.org.uk/en/2007/08/378243.html

Actions at the Ukraine No Border Camp (18 августа 2007)

www.indymedia.org.uk/en/2007/08/378802.html

Фото лагеря, акций и Ужгорода (август 2007)

www.indymedia.org.uk/en/2007/08/379772.html

poivron.org/~zanzara/2007-08_Ukraine_NoBorder/

http://ru.indymedia.org/newswire/display/17714/index.php