hippy.ru

дороги



Коктебель — расположен в Юго-Восточном Крыму в 140 км. от Симферополя и в 35 км. от Феодосии. В Коктебеле находится дом-музей Максимилиана Волошина и уникальный музей планеризма, а также знаменитый дельфинарий. Коктебель всегда был и остается излюбленным местом отдыха творческой интеллигенции.

Слова

newМакс Волошин, солнечный человек, или часть истории непротивления злу насилием в нашем гетто Текст для чикагского самиздат-журнала "Reflect"2007

Осторожно! Ромашисты Коктебели! - 2006

 

Коктебель

Коктебель - одно из тех мест на земле, которые я люблю. Я ездила туда с самого детства - в начале лета. Прозрачная вода, Карадаг, кизил, зеленые круглые камешки - там прошла часть моей жизни. Снова и снова возвращаюсь туда.
Силы потухшего вулкана, гроз в горах, морского ветра, волн, глубины...

Я считаю, что покой, который приобретаешьв Коктебели равноценен посещению дерева Новодевичьего монастыря и башен Покровского собора, комнаты Айвазовского и карельских скал. Это мои "места силы".

http://lingua.russianplanet.ru/library/mvoloshin.htm

Предполагаю, это связано с самой землей, которая заставляет сопричастных приходить. Поэты, музыканты, художники, литераторы стремятся сюда, соприкасаясь со своими собратьями через времена. Цветаева, Мандельштам, Ахматова, Брюсов, Булгаков, Белый, Волошин, Высоцкий,...

Волошин... Дом Волошина я считаю своей собственностью. Я иду туда как к себе домой. Я знаю там каждую деталь. Знаю, как скрипит лестница, что в какой баночке, когда и кто смотрел из окон и прикасался к картинам... Знаю, где и кто спал на полу... Недоумение мое вызывает суета людей, которые продают в мой дом билеты и сделали из него - гостеприимного дворца, принимавшего по 300 гостей за сезон - музей моих предков. Из окна большого зала видно профиль Макса.

В этом году мы были там... Мы пришли с рюкзаками... усталые... Вещи сложили у входа и ходили, ходили по комнатам. Голубые потрескавшиеся стены... акварели... камни...фотографии знакомых лиц... сто раз прочитанные тексты...

Там звучат стихи... но не те, не те люди... не живет в нем теперь веселого длинноволосого человека, который ходит босиком... Не приезжает к нему женщина с именем моря... Шляпы не летают над горами по три часа... не пугают аборигенов раздетые обитатели... никто не болеет сонной и каменной болезнью.. Жизнь в доме замерла...

Она теперь на берегу под могилой Юнга. Юнг - основатель коктебельского дачного поселка. Пара сотен хиппи из разных стран - многие десятилетия обитает здесь в теплые времена. Сколько себя помню в Коктебеле - всегда на этом пляже жили хиппи. Айленд рассказывал, как он первый раз увидел волосатых на улице и это переменило его мировоззрение. Так вот я первый раз хиппи увидела в Коктебеле под Юнгом...

Шатер. Вокруг него поют, играют, купаются жители палаток. Люди делятся едой и всем, чем можно. Здесь вы неперменно найдете своих знакомых или хотя бы родных. Мы случайно Ежевику встретили, к примеру.

Здесь купаются без одежды. Причем пляж органично переходит в цивильный, с лежачками, зонтиками и душами. Цивилы удивленно ходят мимо, но не мешают. Иногда цивилы ставятся среди хиппи, но, как правило, не замечают этого.

Деньги люди добывают пением песен и бутылками. Виноград, персики, помидоры, арбузы...Ночью люди сидят у костров, говорят, играют. И Южное небо наклоняется над ними.

Можно гулять по Карадагу - только это немного запрещено. Пограничники какие-то... Лучше идти с тем, кто знает вулкан, это интереснее. Вулканические камни, которых я всегда собираю килограммы, зеленые, желтые и красные... Заросли... Ягоды... Птицы... Магнитные аномалии... Легенды...

 

Владимир Крымский про Коктебель: http://okoem.by.ru/

 

 

Карадаг - Черная гора — древний вулкан в Крыму. Один из экзотических уголков Карадага — хребет Карагач. С его вершины (333 м) хорошо просматривается Отуэская долина, за ней — трехвершинная гора Эчкидаг, а на горизонте — мыс Меганом. Причудливые фигуры изваяны в вулканических туфах ветрами, дождями и солнцем: Маяк, Шайтан, Пряничный конь, Сокол, Пирамида, Сфинкс... Самая удивительная часть Карадага — хребет Хоба-Тепе (вершина с пещерами). Она поднимается на высоту 440 метров. Это царство каменных пиков, стен, башен, гротов и пещер, поражающих первозданной красотой. Сказочную прелесть Карадага увековечили на своих полотнах И. Айвазовский, К. Богаевский, О. Острумова-Лебедева, о нем писали К. Паустовский, А. Грин, А. Ферсман, О. Мандельштам, А. Бенуа.

Слова

Можно плыть вокруг Карадага на лодке и слушать аборигена... Величественные горы... Золотые ворота... Тоннели... Бесконечные бухты... Гул моря... Сердце вулкана...

Некоторое время Коктебель называли Планерским - люди и до сих пор летают там по небу. Аэродинамические условия уникальные. Воздушные корридоры... Но планеростроение загнулось вместе с совком.

Можно отправится в другую сторону до Кучук-Енишары. Только на этой горе растет дерево. Он любил эту гору, часто рисовал ее, завещал там себя похоронить. На могиле лежат камушки с надписями... Посмотрите вокруг и вы увидите желтые холмы, соломенные барханы и серые тени... Когда начинает садиться солнце, на Коктебель опускается мрак...почти мгновенно...Так что торопитесь к своему лагерю...

Любава, 15.10.2004г

 

ДОМ ВОЛОШИНА

100 лет назад поэт начал строить его на пустынном берегу Коктебеля.

Волошин вынул стиль своей жизни из легких очерков коктебельских гор, леска моря и цветистых узоров коктебельских камушков..

макс волошин

Сегодня отмечается день памяти Максимилиана Волошина (1877-1932). Его дом и особенно его могила на вершине горы Кучук-Енишары возле Коктебеля являются своего рода святыми местами для людей, так или иначе ощущающих свою причастность к русской литературе.

А начиналось все так. Летом 1893 года вдова члена Киевской палаты уголовного и гражданского суда Кириенко-Волошина Елена Оттобальдовна за гроши покупает пустынный прибрежный участок у восточного подножия горы Карадаг, в нескольких километрах от татарско-болгарской деревни Коктебель.

А в 1903 году Волошин начинает строить здесь дачу по собственному проекту: что-то вроде средневекового замка, средиземноморской виллы. Непритязательные сооружения удивительным образом сразу заполняются друзьями Макса. Они воображают себя на родине амазонок: ведь Киммерия - это земля, где Орфей вошел в Аид. Живя на земле, культурно насыщенной мифами античности, опаленной солнцем, Волошин ощущал себя эллином.

Языческая любовь Волошина к цветению плоти, природы, вещества во всех его формах и ликах была незыблема. "Я Вечный Жид./ Мне люди - братья./ Мне близки небо и земля./ Благословенное проклятье!/ Благословенные поля!/ Туда - за грань, к пределам сказки!../ Лучи, и песни, и цветы.../ В полях люблю я только краски, / А в людях - только бред мечты".

"Макс на вражду своего согласия не давал, - констатировала Марина Цветаева, - и этим человека разоружал". Однако в известном инциденте 1913 года, когда Волошин стал на защиту безумца, порезавшего картину Репина "Иван Грозный и сын его Иван" (утверждая, что на это его спровоцировала сама картина), проявился недюжинный характер поэта: способность противостоять всем, как мощная глыба - жиденькому потоку.

Это могло удивить только тех, кто не знал, что в словах Крым, Киммерия, Кермен, Кремль Волошин нашел общий пракорень - КНР, что на древнееврейском значит: неожиданный мрак, затемнение. Для посвященных Коктебель был символом "кошмарично сказочной" крепости, а ее знаменем - "зевсоподобие" (определения Александра Бенуа), кряжистое, умнейшее и добрейшее.

Еще пошаливал Серебряный век, а Россия уже воевала. Мир Волошина, основанный на любви и бережном постижении природы, рушился на глазах. Но молился он о том, чтобы "не разлюбить врага" и одолеть "самое войну".

С 10 по 25 ноября 1917 года в Коктебеле находились прапорщик Сергей Яковлевич Эфрон и его жена Марина Цветаева, воспринявшие октябрьский переворот как непоправимую катастрофу. Из воспоминаний Цветаевой: "- Погляди, Макс, на Сережу, вот - настоящий мужчина! Муж. Война - дерется. А ты? Что ты, Макс, делаешь? - Мама, не могу же я влезть в гимнастерку и стрелять в живых людей только потому, что они думают иначе, чем я. - Думают, думают. Есть времена, Макс, когда нужно не думать, а делать. Не думая - делать. - Такие времена, мама, всегда у зверей - это называется "животные инстинкты". Так Волошин, взрослый 40-летний мужчина, впервые, может быть, осознал роковой гнет слепой материнской любви.

Устояв перед авторитетом Елены Оттобальдовны, Волошин являет высокий пример человечности. Его дом - Дом Поэта - становится островком тепла и света для всех, попавших в горнило Гражданской войны. Не принимая ни белого, ни красного террора, Волошин спасал и тех и других: "...И красный вождь и белый офицер,/ Фанатики непримиримых вер,/ Искали здесь, под кровлею поэта/ Убежища, защиты и совета".

Точный диагноз ставит Вересаев: "Революция ударила по его творчеству, как огниво по кремню, и из него посыпались яркие, великолепные искры. Как будто совсем другой поэт явился, мужественный, сильный, с простым и мудрым словом..."

Стихи Волошина расходятся в "тысячах списках": "Эх, не выпить до дна нашей воли,/ Не связать нас в единую цепь!/ Широко наше Дикое Поле,/ Глубока наша Скифская степь!"

По сути Волошин - первый самиздатовский автор в Советской России и не сравнимый по славе ни с кем. Белая гвардия распространяла его стихи в миллионных листовках, красные читали их на многотысячных митингах. "Ни война, ни революция не испугали меня и ни в чем не разочаровали... - пишет Волошин в "Автобиографии" 1925 года. - Принцип коммунистической экономики как нельзя лучше отвечал моему отвращению к заработной плате и к купле-продаже".

Но это только одна сторона происходящего. Есть и другая, о которой он тоже слишком хорошо знает: "В Крыму под командованием Бела Куна за первую зиму было расстреляно 96 тысяч человек на 800 тысяч населения". Самое забавное, что Бела Кун тоже гостил в Доме Поэта: он даже разрешал Волошину вычеркивать из расстрельного списка каждого десятого... Ну а остальные девять шли в расход: "Разве я плачу о тех, кто умер? / Плачу о тех, кому долго жить..."

Однако любовь к человеку, которой жил и спасался Волошин в годы кровавой русской бойни, его самого не уберегла. Летом 1931 года он начинает обдумывать способ самоубийства. Склоняется к тому, чтобы "расстреляться" - на советском языке это значило написать несколько правдивых стихов о "текущем моменте". Он уже не мог грести "против течения".

Провидение само написало его Евангелие: одинокий и бескорыстный Поэт летом 1932 года заболел ползучим воспалением легких, лечиться он не стал...

Похоронили Волошина, как он завещал, на вершине горы Кучук-Енишары, которую скоро стали называть Волошинской. "На верху Карадага есть могила магометанского святого, а на этой вершине - могила Волошина, русского святого", - говорили местные татары.

"Сам Волошин как поэт, художник кисти, мудрец, вынувший стиль своей жизни из легких очерков коктебельских гор, плеска моря и цветистых узоров коктебельских камушков, стоит мне в воспоминании как воплощение идеи Коктебеля. И сама могила его, взлетевшая на вершину горы, есть как бы расширение в космос себя преображающей личности", - писал Андрей Белый.

Вид, кстати, с этого места открывается превосходный.

Валентина Рогова Независимая газета # 165 (2997) 11 августа 2003 г.

 

 

Дом-музей поэта и художника Максимилиана Александровича Волошина (настоящая фамилия Кириенко-Волошин, 1877 – 1932) с первых дней своего существования вызывает большой интерес у любителей поэзии и живописи.
Постройка дома велась по частям с 1903 г. по чертежам и под руководством самого М. А. Волошина. Уже при жизни поэта его дом стал местом творческого вдохновения для людей искусства.
Гостями этого дома были писатели и поэты М. Горький, К. Тренев, В. Вересаев, М. Цветаева, В. Брюсов, О. Мандельштам, А. Грин, А. Толстой, М. Булгаков, И. Эренбург, Л. Леонов, художники К. Богаевский, М. Латри, В. Поленов, К. Петров-Водкин, Р. Фальк, А. Остроумова-Лебедева, Е. Кругликова, П. Кончаловский и многие другие.
В 1931 г. М. А. Волошин завещал дом Всероссийскому Союзу советских писателей. После его смерти на протяжении многих лет традиции дома бережно поддерживались вдовой поэта Марией Степановной и его друзьями.


Литературно-мемориальный музей – сектор Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского – официально был создан здесь в 1975 г. После ремонта и реставрации здания Дом-музей М. А. Волошина был открыт для посещения 1 августа 1984 г. С 1988 г. он стал самостоятельным музеем.

В настоящее время это один из крупнейших литературно-мемориальных музеев Крыма. Здесь собрана большая коллекция художественных произведений, в том числе акварелей М. А. Волошина, насчитывающая около девяти с половиной тысяч книг. Всего музей насчитывает 18,7 тыс. экспонатов.
В залах первого этажа размещается литературная экспозиция, включающая разделы «Жизнь и деятельность (1877 – 1932)» и «М. А. Волошин и современность (1932 – 1987)»; на втором этаже находится мемориальная мастерская художника и поэта, сохранившая до мельчайших подробностей атмосферу той поры, отражающая богатый духовный мир хозяина дома.


Дом-музей М. А. Волошина – один из наиболее посещаемых литературно-мемориальных музеев Украины. Ежегодно с его экспозицией знакомятся более 70 тыс. человек. Большой популярностью пользуются проводимые в летние месяцы во дворе дома литературные вечера и творческие встречи с поэтами и писателями. В 1977 и 1987 гг. проведены Волошинские чтения с участием литературоведов многих городов страны.

Крым для россиян

 

 

Уютная набережная с домом Макса Волошина, где в начале 20-го века перебывали все литературные знаменитости, превращается в наш летний проспект Кирова. В музыкальной дребедени и запахе еды теряются неформальные художники и лоточки кустарных мастеров, хиппи и буддисты, предлагающие наплести на ваших головах причудливые косички и цветные магические дреды. В сезон в Коктебеле слишком много тела, едва прикрытого разноцветными тряпочками, и денег. В мае и сентябре главная роль - у свободы. Духа, желаний, общения.


Толк

 

Коктебель

Первые хиппи появились в Коктебельской бухте давно, лет 15 или 20 назад. А может первым хиппи был апостол Андрей, наставлявший местных пиратов любить ближнего, а не его золото.

Вскоре апостола Андрея распяли на косом кресте, а любовь к ближнему по-прежнему редка, даже в этом Краю Голубых Вершин.

За длинные волосы и отсутствие купального костюма совсем недавно можно было получить дубинкой или кулаком практически от любого желающего побороться за порядок.

Сейчас нудисты почти единственные приезжие. Их деньги для местных властей, да и просто для местных - совсем не бесполезны.

Жители ближайших сел на отдых располагаются поодаль, а купаться голышом считают не по-русски, хотя их прадеды ходили в баню всей семьей. Да и сейчас в Финлянлдии и на Русском Севере баня это семейное удовольствие.

Детям в семье нужны не только забота и воспитание, но понимание и любовь. Об этом мы поговорим уже в Евпатории, с психологом Евдокией Павловной Рязановой, директором Евпаторийского центра социальной службы для молодежи.

А с Коктебелем, где уже новое поколение длинноволосых нашло свой Дом Восходящего Солнца, мы прощаемся. И пусть хиппи, которому уже под сорок, катает на самодельном кораблике под алыми парусами своих сыновей, волосы которых развевает тот же ветер.

(закадровый текст из сюжета в телепрограмме "Скворечник", лето 95 года)

Крым, Коктебель Карадаг Поэтический Крым Волошин