21.08.2001

Сергей Полотовский

Хиппи отпраздновали свое Преображение



Фото: ИД "Коммерсантъ"

"Коммерсантъ"№149, Спб


Воскресным вечером в скверике у библиотеки им. Маяковского прошел концерт, организованный журналом "Хиппилэнд" в честь Яблочного Спаса. Рядом с библиотекой оказался корреспондент Ъ СЕРГЕЙ ПОЛОТОВСКИЙ

Праздник носил явно хипповский характер, хотя многие традиционные атрибуты движения отсутствовали. Некий юный длинноволосый бородач в широченных клешах и майке Doors выглядел персонажем из сериала "Элен и ребята". У кого-то на груди красовался Цой, у кого-то -- легендарный Че, кто-то вообще пропагандировал творчество таких кровожадных груп как Slayer и Metallica, или настаивал, что "Панк жив". Камуфляжные штаны уживались с фенечками.

Сидевшие на асфальте перед крыльцом библиотеки держали розовую растяжку "Хиппилэнд", а бродившие по пятачку сквера с плетеной тарелкой собирали мелочь. "Добавьте на общественный сидр". "Пипл, дайте на продолжение Яблочного Спаса". В тарелке позвякивали десятикопеечные монеты. Лет 30 назад это были бы неплохие деньги.

Сначала выступила этническая группа "Белорыбица" в воронежских костюмах XIX века. Потом началась борьба с аппаратурой. "Ничего, сейчас настроят. Может, подвезет, и споешь одну песню в микрофон", -- утешила организаторша девушку в просвечивающем белом одеянии.

Пока не разобрались с электричеством, все искали себе занятие по душе. Одна длинноволосая парочка "в первом ряду" картинно целовалась. Рядом взрослые мужики, похожие на рыбаков, занимались более серьезным делом: нарезали хлеб и колбасу, любовно поглядывая на торчащую из сумки "белую головку". Сидр закончился, появилось пиво.

Молодой поэт с лицом народовольца намерился придать празднику еще одно измерение. "Яблочный Спас, как вы знаете, это православный праздник. Сегодня Преображение, а это..." Что это такое, он объяснять не стал, а принялся читать собственные стихи про некие мистические опыты. На него поглядывали с уважением и тянулись к пивочерпию.

"Господа, не все сразу! А ты, Борис, вообще спи, ты уже пьян." "Когда я буду пьян, я усну", -- резонно возражал Борис.

Тем временем настроили микрофоны и усилители. Понеслась одна длинная песня в разных исполнениях. Про любовь, природу и дороги. В общем, стилистика КСП с легкой примесью международной алкогольно-наркотической идеи, отфильтрованной когда-то господами Макаревичем и Науменко. Из этого либерального славянофильства выделялся только один рокер с баками, которого, наверняка, в школе звали Моррисоном. Сначала он спел про свой роман с женой нового русского, а потом, как уже его собственная жена уходит к новому русскому.

Когда-то хиппи в СССР считались западной заразой. Хотя импортные всамделишные хиппи совершали вслед за Гессе (Hesse) и битниками "паломничество в страну Востока", побирались карманным буддизмом и предлагали альтернативу западному обществу.

Нашим "детям цветов" повезло. Далеко ехать не надо -- у нас в любой деревне все гораздо "созерцательней", чем в Индии. И получилось, что хиппи в России, несмотря на все американизмы: "хаир", "пипл" -- стали явлением народным, местным.

Через несколько лет немногие из этих просветленных лицом "детей цветов" продолжат теперешний образ жизни. Кто-то уйдет на социальное дно. Большинство же нормально интегрируется в систему с маленькой буквы: ковер и телевизор. Останется только привычка пить из одного стакана и рисовать пацифик на запотевшем стекле троллейбуса


переходы на страницы левые дороги радуга библиотека