Текст из архива Саши Иосифова. Документ представляет из себя ксерокопию страницы журнала

В 1988 году, в каком-то московском ДК, кем-то (возможно, по линии общества Знание) была организована встреча с молодёжью. Нижеприведенный текст - это сильно отредактированные фрагменты беседы.

"(Окончание. Начало на с.26)

...ских правах. Да разве только в этом дело? Куда ни ткнешься - или билет на юг купить, или из продуктов что-то достать, - везде получаешь такой зараяд отрицательных эмоций, что не только культурой не захочешь заниматься, но вообще ничем.

Д.Лихачев. Поставлен вопрос: культура и билет на юг, культура и продукты. Это черт знает что. Я слушаю всё это с очень грустным чувством. Почитайте стихи Владимира Каменецкого, опубликованные во втором номере журнала "Наше наследие". Вы знаете, в каких условиях написаны эти стихи? На лесозаготовках, в ссылке.

Неужели вы думаете, что хорошие стихи можно писать, только получив билет на юг? А наш известный философ Александр Фёдорович Лосев. Он создал философский кружок на Беломор-Балтийском канале. Я уже не говорю о тех, кто продолжал работать в блокадном Ленинграде и сохранял нашу культуру в самое тяжелое для страны время.

Реплика из зала. Дмитрий Сергеевич, но ведь вы не станете отрицать, что те, кто хранили и творили культуру в таких экстремальных условиях, получили очень фундаментальное образование, такое, о котором можно только мечтать в наше время.

Д.Лихачев. Да, действительно, учителя у нас (скромно - прим. hippy.ru) были замечательные, да и книги - все, которые были необходимы для постижения культурных традиций, купить было несомненно легче, чем сейчас. Но уверяю вас, у нашего поколения трудностей было достаточно. А вопрос об особом положении молодёжи возник не сегодня. Еще в Древнем Египте об этом говорили. Молодёжи трудно всегда, но она даже биологически сильнее, и у неё есть возможности доказать свою жизнеспособность. А если молодёжи будет очень легко, то в философы, музыканты и поэты пробьются люди бездарные.

Реплика из зала. Извините, что я вас перебиваю, но кто знает, сколько было миллионов или тысяч талантливых людей, которые просто не смогли проявить себя, у них не хватило сил. Просто пробивная сила и талант - это не одно и то же, и именно сейчас мы, молодые, это очень хорошо почувствовали.

Д.Лихачев. Простите, не думайте, что я оправдываю нары, на которых талантливым людям приходится писать стихи.

Виктор. На международной арене мы уже выдвинули сегодня такую доктрину: приоритетными являются общечеловеческие ценности. Не пора в нашей внутренней жизни придать этим ценностям первостепенное значение? Творческая личность - всем пример...

Реплика из зала. Порядочная личность - всем пример...

Ю.Поляков, писатель, член ЦК ВЛКСМ. Ваш вопрос звучит как риторический. Если обратиться к истории, абсолютизация классового сознания, классовой эстетики на определенном этапе развития нашего общества нанесла нашей культуре удар, от которого, я думаю, другой народ, не обладающий такими традициями, как наш, не скоро бы оправился.

Виктор. А разве сейчас, Юрий Михайлович, политика по отношению к молодёжи и неформальным группам не грешит такой же огульностью и глобальностью? Кто бы не появился - рокеры, хиппи, кто-нибудь еще - всех сразу, образно говоря, стригут под одну гребенку, а иногда и в буквальном смысле пытаются это сделать. А для разных молодёжных групп нужно выработать десятки разнообразных "политик" и чтобы каждая учитывала специфику той или иной группы, выводила ее на определенный культурный уровень.

Реплика из зала. Мы выступаем просто за плюрализм мнений.

Ю.Поляков. Вы абсолютно правы, нужно преодолевать принципы старого, тоталитарного мышления, утверждать новое мышление, о котором говорит М.С. Горбачев. В том числе и по отношению к молодежной культуре, и по отношению к молодежным группам. Если вы спрашиваете, какова моя позиция, я за то, чтобы каждый человек развивался в соответствии со своими внутренними склонностями, духовными потребностями. Пусть и молодежные объединения - формальные или неформальные - получат возможность реализовывать те творческие направления, которые они выбрали.

Б.Волчек, натурщик. Сейчас нас стали куда-то приглашать и ведут с нами разговор о культуре, о нравственности. Но нам задают такие вопросы, как быдто мы, представители той или иной неформальной группы, собираемся взять власть в стране. Самый главный вопрос, который нам задают, что будет, если все станут такими же, как вы? Но мы к этому не стремимся. Более того, мне, например, было бы очень обидно, если бы все были такими, как я. Мне было бы просто не интересно.

Если же говорить о роке и других течениях, мне кажется, все формы молодежной культуры имеют право на существование, только каждая должна быть на своем месте. Например, человек, который проехал на метро от "Сокола" до "Юго-Западной", он вряд ли сразу после этого воспримет музыку Рахманинова. А вот после того, как послушает группу Дип перпл (кажется, это великолепный способ очищения восприятия), я думаю, он уже сможет слушать Рахманинова.

У нас же пока все воспринимается конкурентно по отношению ко всему, что было раньше. А уж если что и критикуется, то критика идет на уничтожение. Явления, в которых надо разобраться, сразу называются то сатанинскими, то империалистическими. Но ведь всё новое всегда проявляется в грубых формах. И получается двой ной вред. Вместо того, чтобы всё утончалось и как-то совершенствовалось, получается полная зацикленность.

Я думаю, все движение "металла" - и за рубежом и у нас - это реакция на запрет настоящего рока. Даже среди "металлических" форм есть интересные находки. Например, группа "Осенний погост" делает вещи, на мой взгляд, близкие к симфоническим. Я даже не ожидал, что такое возможно.

В принципе, форма сама по себе не может быть ни глупой, ни плохой, всё зависит от содержания. Так что отказ от запретов - это еще и внутренняя, психологическая проблема. Я даже по себе могу судить. Сталкиваюсь с чем-то новым и начинаю подсознательно давить этоновое, потом спохватываюсь - ну что это со мной. В каждом из нас есть запрет на чью-то иниациативу.

Реплика из зала. А как вы относитесь к наркомании?

Б.Волчек. Наркомания, я считаю, это крайняя форма потребительства. Потребитель, он всегда лишь раб каких-то вещей, и ему их никогда не хватает, ему надо больш е и больше. И когда одни вещи ему надоедают, он ищет более силщьных ощущений. И от него закрыта совершенно какая-то искренняя, подлинная статья жизни (я говорил - "иная грань жизни" - прим. Б.Волчека).

А.Иосифов, художник. Я хотел бы обратить ваше внимание на такое понятие, как "зри в корень". Н.К.Рерих считает, что культура должна начинаться с самого человека. Каждый из нас должен развить ее в себе и нести другим. А выпячивание каких-то конкретных форм - молодежная культура или еще какая-то - это начало разъединять всех нас.

А надо собрать культуру прошлого, настоящего, чтобы сделать что-то в будущем. Это уже было предложено Рерихом в пакте культуры, но почему-то у нас он не изучается должным образом. Да, нам действительно надо хорошенько посмотреть в себя и найти себя в творческом выражении. А уж если мы не сможем все сделать сами, а понадеемся на какого-нибудь дядю "сверху" или "сбоку", все это будет немножечко не то.

А.Мелитонян, директор координационно-методического центра ЦК ВЛКСМ по работе с молодежными объединениями. На каких только встречах мы не обсуждали проблемы молодежной культуры. По-моему убеждению и мнению многих лидеров молодежных инициативных групп, нужно не только добиваться признания отдельных произведений, созданных молодыми авторами, а выработать такой механизм реализации молодежных творческих программ, чтобы он был по-настоящему действенным.

Пока же получается так: легче какому-нибудь кооперативу взять разрешение на перепись кассет с поп-музыкой или изготовление безделушек в китчевой манере, чем объединению действительно творческих людей получить площадки для самостоятельных занятий, диспутов, выступлений, просветительской деятельности.

И как на этот процесс может повлиять фонд культуры? Пока в нем есть комиссия по работе с молодежью, но нет молодежных комиссий, которые были бы представлены участниками различных формальных и неформальных объединений. И почему бы кого-то из молодежных лидеров не ввести в правление фонда культуры, как это сделано при Ленинградском отделении.

Да и часть средств, которые уже имеет фонд, нужно использовать для развития молодежных инициатив, предоставив им самим право на их распределение. Что думает по этому поводу президиум нынешней дискуссии?

Р.Щедрин, заместитель председателя Советского фонда культуры. Я думал, это сцена, а, оказывается, это президиум, но это тоже наше увечное понятие. И все-таки я рад, что мы дожили до таких откровенных разговоров. И то, что мы так говорим об этом - сумбурно, неуклюже, простите, невежественно даже, то, что люди могут высказать все, что накопилось в душе, - это прекрасно.

Реплика из зала. Может быть, хватит умиляться, пора бы уже не говорить, а делать.

Р.Щедрин. Для этого и появился фонд культуры, и в этом я вижу большие предзнаменования нашего движения дальше. Дело в том, как мне кажется, что отсутствие у нас культуры должного уровня связано с отсутствием демократии. И коли мы начинаем стараться жить в демократическом обществе, то это даст нам возможность культурного просветления и культурного развития.

Виктор. Я хочу обратиться к Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. По мнению молодежи, советский фонд культуры создавался..."

 

переходы на страницы левые дороги радуга библиотека