Ерохина Н.Н


МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ:
СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Тамбовский ГУ

ЕРОХИНА Наталия Николаевна, соискатель кафедры теоретической и прикладной социологии, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов

Социокультурный опыт людей кодируется в мимике, жестах, телодвижениях, интонациях, словах. Разные поколения, социальные группы, слои не всегда понимают повседневный язык друг друга. Представители субкультур используют свои особенные формы кодирования культуры и создают семиотическое разнообразие в ней. Наибольший интерес для исследователей представляет семиотический анализ молодежной субкультуры. Именно в ней создается не только своеобразный вербальный язык общения, но и невербальные каналы коммуникации, включающие жесты, моду, ритуалы, этикет и многое другое.

Хронологические границы молодежного возраста определяются по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, а в психологии 16-18-летних считают юношами. В толковом словаре В. Даля «юноша» определяется как «парень от 15 до 20 лет» и более [1, с.6-9].

Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроение, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений. Это своеобразная культурная автономия, которая формирует внутренний мир личности.

В западной социологии молодежная субкультура характеризуется как «peer groр» [2, с.48]. Это понятие означает больше, чем «группа сверстников», «гомогенная возрастная группа». Здесь подразумевается не только возрастное равенство, но и отношение взглядов, ценностей и норм поведения.

В «peer grop» складывается субкультура, которая заметно отличается от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против установленной системы власти, против всего старшего поколения, с его культурными ценностями, образцами [2, с.50].

Сутью молодежной субкультуры являются неформальные объединение, в которых и заложен весь семиотический потенциал. Они различаются по характеру социальной нравственности, типу групповых ценностей, особенностями проведения досуга.

З.В.Сикевич дал характеристику неформальным молодежным движениям с учетом того, что причастность к группе может быть связана; во-первых, со способом времяпрепровождения – музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты; во-вторых, с социальной позицией – эколого-культурные, в-третьих, с образом жизни – «системники» и их многочисленные ответвления (пипл, хайрасты, религиозные братства); в-четвертых, с альтернативным творчеством – официально непризнанные живописцы, скульпторы и другие [8, с.98].

С.А.Сергеев предложил несколько другую классификацию молодежных неформальных движений [7, с.95]. Среди них он выделил:
- романтико-эскаписткие (хиппи, индеанисты, толкинисты, байкеры);
- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рейверы, рэпперы и т.п.);
- криминальные («гоппики», «люберы»);
- анархо-негилистические (панки).

В.А.Луков рассматривает молодежные субкультуры именно в семиотическом контексте. Его типизация молодежных субкультур построена на трех основных признаках [3, с.81-84]:
- криминализация;
- влияние западных субкультурных феноменов;
- романтическая компенсация повседневной рутины.

Процесс криминализации молодежных субкультур носит общесоциальный характер. Большое число молодых людей осуждены за преступления и отбывают наказание в местах лишения свободы. Общее число осужденных в возрасте до 30 лет в период между 1990 и 2000 гг. составило 5576,3 тыс. человек [6, с.274]. Часть вернувшихся из мест заключения активно участвуют в формировании молодежных групп криминального характера. В середине 90-х гг. в России, по официальным данным, насчитывалось более 5 тыс. таких групп [5]. Подобного рода группировки – важные каналы проникновения деликвентных субкультур в молодежную среду.

Сегодня криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных и тренажерных залов, любительских объединений каратэ, кикбоксинга, других видов единоборств, которые в определенных случаях используются криминалом как боевые отряды при «разборках», резерв охраны и телохранителей. В своем большинстве такие объединения имеют легальный фасад спортивной организации, связь с криминалом может быть не известна многим участникам. Семиотическими признаками такого рода групп становятся конкуренция накачанных мышц (искаженная форма бодибилдинга), тренировочный костюм как наиболее приемлемая в любых ситуациях одежда, довольно часто - золотые перстни и другие знаки принадлежности к иерархии преступного мира [3, с.80-81].

По второму признаку сложно охарактеризовать российские молодежные субкультуры, в большей степени из-за того, что в российской среде некоторые из них являются простым заимствованием. Но существуют разные дистанции российских субкультурных феноменов от западных образцов. Рассматриваемые субкультурные формы показывают эту разницу: от фактически «наших» футбольных болельщиков, где западное влияние не обозначается большинством участников, до рейверов и хип-хоп культуры, где нашего (российского) довольно мало.

Говоря о самых ярких молодежных субкультурах, следует отметить «детей цветов», чье движение получило широкое распространение в России.

Наиболее изучены такие субкультура как хиппи. Как и большинство других, эта молодежная субкультура была привнесена в нашу страну извне, возникнув в США и Западной Европе.

Изучением хип-системы специально занимаются И.Мазурова, М.Розин и Т.Щепаньская.

Субкультура хиппи возникла на рубеже 60-х гг. в США, Англии и других странах. В центр бытия хиппи ставили любовь. Своими кумирами они провозглашали Иисуса, Будду, Махатму Ганди и Франциска Ассизского. Цветы, их эмблема символизировали красоту и яркость, дикость и примитивизм, открытость и естественность, тяготение к мягкости, ненасилию, ко всему природному.

Лозунг хиппи - «включись, настройся, выпади». Включись, то есть обрети свой мир. Настройся, то есть погрузись в себя, найди свою веру. Выпади, то есть уйди от штампов окружающей жизни [9, с.206].

Первые российские хиппи появились в конце 60-х годов как результат увлечения в элитной молодежной среде, очередной зарубежной моды – на внешний вид, музыку, а затем образ жизни. Вместе с тем вскоре появился новый, более модный молодежный стиль – панкизм, усиливший этажные тенденции хиппизма и отказавшийся от его романтических мотивов. Исчезла элитарность, исчез элемент новизны. Одно время даже казалось, что хиппизм отмирает, однако с 1985 – 1987 года он вновь оживился и с 1 июня 1987 года «система» отметила свое двадцатилетие [11].

Символика, нормы поведения, фольклор и даже внешний вид «тусовки» хиппи воспроизводятся с впечатляющей неизменностью. Внешний облик – хиппи довольно своеобразен. Нестриженые волосы, кожаная лента, охватывающая лоб и затылок; рваная одежда, немытое тело и обилие первобытных украшений; ожерелья, браслеты на руках и ногах, серьги у мужчин и женщин. Пестроту одежды дополняют украшения: значки, засушенные цветы, «куриный рог» (камень с дырочкой) и так далее. На руках нанизано множество браслетов: на одной – десяток ниток с бисером, на другой деревянное кольцо; на щиколотках тоже красуются бисерная нитка, а на груди висит прямоугольный разукрашенный мешочек («ксивник») для хранения денег и документов [4].

Состав почти полностью сменяется каждые три-пять лет, но субкультура остается практически неизменной. Она включает в себя три слоя хиппи со стажем называются «олдовыми»; новички – «пионерами». Между пионерами и олдовыми находится средний слой – «настоящие хиппы». Это базовая личность «системы», воплощение ее норм и ценностей. Они понимают традиции и ритуалы тусовки, выполняют их [9, 217-220].

Хип-система создала свой язык – системный сленг, который используется для общения в среде примыкающей к ней молодежи. К примеру, одна из любимых словообразовательных моделей хиппи – прибавление суффикса –ак, -як к основе: «отходняк» - похмелье, «голяк» - полное отсутствие чего-либо. Одно из наиболее интересных явлений сленга – то, что сами хиппи называют «стебом» - иронически-издевательское отношение к тому, о чем идет речь. В последние годы сленг хиппи вышел за рамки системы. Его используют многие субкультуры [4].

Все многочисленные символы «системы» так или иначе, подчеркивают пребывание вне общественных структур. Очень популярна символика пути, то есть путешествие «автостопом». И статус, настоящего хиппла получает только прошедший «трассу». Путь – трасса играет роль обряда посвящения, школы, экзамена, позволяющего войти в систему. На излюбленных хиппи маршрутах нередко организуются «коммуны» - палаточные лагеря [10, с.104].

Существует обязательный обряд. В начале пути надо выйти на середину трассы, повернуться спиной к городу, откуда идешь, и кинуть монету через плечо, потом – идти вперед, не оборачиваясь. И лишь потом можно «стопить машину». Этот обряд – своеобразное жертвоприношение трассе, если его не совершить, то не будет везения. (жаль, что не указано, через какое плечо кидать монетку - прим.hippy.ru)

Все субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация затруднена многообразием не сводимых в систему признаков, а выделение различных субкультурных групп не является непроницаемой перегородкой. Так, среди металлистов встречаются наркоманы, а среди наркоманов – хиппи и так далее. И рокеры, и металлисты, и футбольные фанаты – это, прежде всего, группы контактов, объединенные общим интересом и выражающей его внешней символикой.

Возникая примерно в одно время и являясь противовесом общепринятой культуры, молодежные субкультуры все же имеют ряд существенных отличий в форме семиотических рядов: в языке, моде, стили жизни, ритуалах и т.д.

Литература
1. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
2. Курчашова Т.В., Морева С.Н. Неформальные объединения молодежи и проблема их взаимодействия в сфере досуга // Соц. технология в сфере культуры и досуга – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001.
3. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социс. – 2002. – №10.
4. Мазурова А.И. Сленг хип-культуры // По неписаным законам улицы… М., 1991
5. Положение молодежи в Российской Федерации: 1995год: Доклад правительству Российской Федерации / В.А. Луков (отв. ред.). - М., 1996.
6. Российский статистический ежегодник 2001. - М., 2001.
7. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социс – 1998. – №11.
8. Сикевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против». – Л., 1990.
9. Субкультуры и этносы в художественной жизни / Отв. ред. К.Б. Соколов. - СПб, 1996.
10. Щепаньская Т. Трасса – путь в «систему», путь в жизнь // Знание – сила. – 1992. - №3.
11. Файн А.П. Люди «системы» (мироощущение советских хиппи) // Социс. – 1989. - №1.

 

переходы на страницы левые дороги афиша радуга библиотека