1 июня 1998 г.

Елена Страшнова

Вестник №22 (356) за 1 июня 1998 г.

Молодежная культура и общество

Поколение дворников и сторожей


...Вначале были хиппи, они и составили ядро Системы, теперь их последователей чаще называют хайрастые (от hair - волосы), потом пришли панки, металлисты, затем люберы (и другие, отмеченные символикой уходящего СССР). Каждая волна вначале враждует с Системой: первые панки терроризировали волосатых, первые металлисты - волосатых и панков. Затем начинаются контакты, и оказывается, что Система впитала символику новой волны. И есть основания полагать, что способы сохранения и передачи кода сообщества во многом схожи в разных средах.

Система хиппи - очень своеобразное образование. Это социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их иерархия, в которой существует ярко выраженное деление на "своих" и "чужих", общие символы и их стандартные интерпретации, свои традиции в поведении и внешнем облике, даже фольклор.

Движение не выставило громоздких лидеров, не породило никакой специальной хипповской философии, идеологии или религии. С самого начала были заземлены идеалы, формулирующиеся достаточно просто: мир и любовь.

Система хиппи не была ни организацией, ни партией, ни общиной. Ее типичный представитель находится между позициями социальной структуры. Скажем, один олдовый пипл из Пскова так говорит о себе: "Насчет работы. Я работал на многих предприятиях, но понимал, что это - не мое. Вот сейчас я работаю на заводе, я хороший слесарь. Но это не мое... Есть одна работа - она моя: это археология. Там я мог бы работать даже бесплатно".

Это характерно: с одной стороны, рабочий на заводе (это место, отведенное ему обществом), но сам себя с этим статусом не идентифицирует, с другой - считает "своим" делом археологию, но такое самоопределение не санкционировано обществом. В этой системе к кому ни подойди - такой же "промежуточный". Видит себя и среди друзей известен как художник, а работает в котельной кочегаром; поэт (дворник), философ (бродяга без определенного места жительства) - здесь таких большинство: статус в собственных глазах не совпадает со статусом в глазах общества. Естественно, что различны их нормы и ценности.

Общественное мнение и научная традиция по праву относит сообщество хиппи к сфере контркультуры, андеграунда (от англ. "undeground" - подполье). "Хиппизм, - утверждает очень старый (олдовый) хиппи из Таллина А.Мадисон, - не вступает во взаимоотношения с Конституцией. Его неуправляемые владения начинаются там, где нет и в помине границ государственных. Эти владения повсюду, где горит огонь творящей независимости".

Откуда же и почему появляются "выпавшие" люди? Одна из концепций на эту тему усматривает причину противостояния молодежи миру взрослых в "нетерпении" занять места отцов в социальной структуре. Некоторое время они еще остаются заняты, но вскоре новое поколение встраивается в ту же структуру и, следовательно, воспроизводит ее.

Другая объясняет появление "выпавших" людей сдвигами в самом обществе. Молодежь взрослеет и приходит уже в другой мир. Тех позиций в социуме, к которым их готовили, в обществе больше нет, а опыт старших не годится. Новое поколение ступает в пустоту, и начинается бурный рост молодежных сообществ. Ценности контркультуры "всплывают" и ложатся в основу организации "большого" общества, а прежние ценности опускаются в подземный мир контркультур.

В стабильные периоды и в традиционных обществах "выпавшие" - это действительно те, кто в данный момент находится в процессе перехода. В периоды перемен ими становятся значительные прослойки, иногда это задевает чуть ли не каждого.

Экстернальные (от лат. externus - чужой) культуры

Контркультура немыслима без официального общества. Они взаимодополнимы и связаны, это одно целое. Сфера таких "выпавших" культур включает множество субкультур: например, криминальную, богему, наркомафию и т.д. Экстернальные культуры существовали и существуют в разных обществах: ранние христиане были экстерналами в Римской империи, в средневековой Европе это многочисленные ереси, на Руси - раскол. В них стекается то, что осталось вне основного мифа - самоописания общества. Это остатки прежних мифов, ростки нового, информация, проникающая от чужих и не вписывающаяся в основной миф.

Множество людей, предоставленных сами себе, взаимодействуя, формируют схожие коммуникативные структуры, для которых характерна самоорганизация. Л.Самойлов, профессиональный археолог, волею судеб оказался в исправительно-трудовом лагере. Он заметил, что в среде заключенных складываются неофициальные сообщества со своей иерархией и символикой. "Я увидел, - пишет он, - и опознал в лагерной жизни целый ряд экзотических явлений, которые до того много лет изучал профессионально по литературе - явлений, характеризующих первобытное общество! Для первобытного общества характерны обряды инициаций, посвящение подростков в ранг взрослых, обряды, состоящие из жестоких испытаний. У наших уголовников это "прописка".

Далее. Для первобытного общества характерны табу. Абсолютное соответствие этому находим в лагерных нормах, определяющих, что "западло". Но главное сходство - структурное. "На стадии разложения, - пишет Л.Самойлов, - многие первобытные общества имели трехкастовую структуру, как наше лагерное ("воры" - элита, средний слой - "мужики" и аутсайдеры - "опущенные"). А над ними выделялись вожди с боевыми дружинами, собиравшие дань (как наши отбирают передачи)". Схожая структура известна в армейских подразделениях под названием "дедовщина".

То же и в молодежной среди больших городов. Например, когда в Ленинграде появились металлисты, у них сложилась трехслойная иерархия: четко выраженная элита во главе с общепризнанным лидером по кличке Монах; основная масса металлистов, группирующихся вокруг элиты; наконец, случайные посетители, забредавшие в кафе, где они собирались, послушать "металлическую" музыку. Эти последние не считались настоящими металлистами, оставаясь в статусе гопников, т.е. ни в чем не разбирающихся, чужих.

Символы и традиции

Пытаясь выяснить, кто такие хиппи (панки и проч.), мы прежде всего описываем их знаки. А.Петров в статье "Пришельцы" в "Учительской газете" изображает тусовку волосатых: "Лохматые, в залатанной и сильно потертой одежде, иногда босые, с холщовыми торбами и рюкзаками, расшитыми цветами и исписанными антивоенными лозунгами, с гитарами и флейтами, парни и девушки прохаживаются по скверу, сидят на скамейках, на лапах бронзовых львов, поддерживающих фонари, прямо на траве. Оживленно беседуют, поют в одиночку и хором, закусывают, покуривают..." Вроде бы непосредственное впечатление, но здесь вычленена символика тусовочного общества.

Наличие своей символики создает возможность образования общности, поскольку обеспечивает средство коммуникации. Символ - оболочка, в которую упаковывается "своя" информация, делает ее отличимой от чужой. Притом в фонде символики можно встретить символы, пришедшие из разных религиозных групп ( например, от кришнаитов или баптистов), молодежных и рок-течений (атрибуты панк-рока или тяжелого металла), а также различных общественно-политических движений: пацифизма, анархизма, коммунизма и прочая.

Люди меняются - каждые 2-3 года в Системе сменяется "поколение", - а традиции остаются. Воспроизводятся нормы отношений и ценности (свобода, любовь), новички осваивают сленг и используют системные символы, воспроизводятся фольклорные нормы: поговорки, анекдоты, частушки, легенды и предания.

"Живите как дети"

Носители традиции определяют ее возраст примерно в 20 лет (считается, что 1 июня 1967 года первые хиппи вышли в Москве на Пушкинской площади на улицу и призвали отказаться от насилия) (интересная арифметика, автор копирует Щепаньскую и не морщится - прим. hippy.ru). "Они, - рассказывает один из олдовых хиппи, - вышли и сказали: "Вот мы, представители этого движения, это будет система ценностей и система людей". Тогда возникло слово Система. Не случайно выбрана и дата - День защиты детей. "Было сказано, - продолжает тот же олдовый, - живите как дети, в мире, спокойствии, не гонитесь за призрачными ценностями. Их приход был дан человечеству, чтобы остановиться и задуматься, куда мы идем".

 

Переходы на страницы: библиотека, фильмотека