Алик Олисевич

 

статья 22 мая 2003 г. из западноукраинской еженедельной газеты"Аргумент" №21(80)

Олег Комарчук, нашли в конопле (так указано в оригинале)

Хиппи из святого сада

перевод наш с Женей

Эпиграф. Глас народа.

На Пасху к одной украинской семье приехал американец. Отец семейства ему показывает:- Это моя жена, она моет посуду.

- О-о-о, вошинг!

- Это моя дочка, она накрывает на стол.

- О-о-о, сервинг!

- А это мой сын, он красит яйца.

- О-о-о, хиппи!

Алик Олисевич является одним из патриархов движения хиппи во Львове. Он и до сих пор носит длинные волосы, перевязанные ленточкой, которые для него, как для каждого хиппи, являются символом независимости. Алик верит, что только свободный человек может изменить этот мир к лучшему. То есть будущее - за хиппи.

- С чего началось движение хиппи во Львове?

- Основал движение хиппи в конце 60-х годов легендарный Славик Яресько (кличка Шарнир). Он ходил на ходулях(?), одевался в кожаные штаны и кожаный плащ. Возглавил группу пацифистского сопротивления, со временем придав ей почти неофашистское направление. Ее члены даже имели эсесовскую форму, которую достали на каких-то киносъемках, и оружие.

В 1971 году был даже громкий процесс - многих студентов выгнали из университета за буржуазный национализм. Шарнира посадили в тюрьму. Но не за создание организации неофашистского сопротивления, а за ношение огнестрельного оружия - у него нашли пистолет "Вальтер."

К слову, в том же 1971 году в Каунасе студент облил себя бензином и поджек в знак протеста против оккупации Литвы советскими войсками. В массовой демонстрации, которая там произошла, приняли участие и хиппи. Всю неделю в Каунасе продолжались протесты. Десантная дивизия, вызванная туда из Пскова, жестоко все подавила.

- Когда это движение стало массовым во Львове?

- В начале 70-х. У нас тогда появидлись связи с разными городами Советского Союза (Прибалтикой, Питером, Москвой). На то время меккою был Таллин. Там около одного костела собирались по несколько сотен хиппи со всего Союза. А на рок-фестивали в Эстонию съезжались по 5-10 000 человек. Именно тогда я познакомился с хиппи их многих городов и пригласил их во Львов. Им понравилась архитектура города.

- Кто такие "Супервуйки"?

- Это феноменальная рок-группа, которую основал Илько Лемко, возникла в 1975 году. В ней даже был Карл Кацюмба (умер от наркотиков), родители его - выходцы из Аргентины. На то время любой ВИА во Львове был прикреплен к какому-нибудь клубу. А "Супервуйки" были абсолютно независимыми: репетиции проводили подпольно, а выступали в школах. Эта группа объединяла вокруг себя альтернативную молодежь.

- Существует немало легенд про Святой сад...

- Там с середины 70-х собирались хиппи. Святой сад - это место около общежитий какого-то техникума (сейчас это монастырь сестер-кармелиток) в самом центре города, в нескольких десятках метров от обкома партии.

10 июня 1976 года в Святом саде прошел один из первых сейшенов, на который мы пригласили 100 хиппи со всего Союза. На площадке все танцевали и пели, а "Вуйки" играли до полуночи. Даже милиционеры пришли. Они были шокированы и просто сказали, чтобы сделали тише музыку, потому что слышно на весь центр Львова.

А 18 сентября 1977 года в Саду собрались уже 300 хиппи. Но тогда коммунисты праздновали оккупацию Западной Украины, а нам пришили политику - как-будто мы со всего Союза приехали, чтобы соравть празднования. Тогда 50-60 хиппи собрались около Личаковского кладбища, а когда мы шли городом, то за нами шагали милиционеры и в громкоговоритель кричали: "Главного ко мне!" Около шахматного клуба нас схватили, посадили в автобус - и в райотдел.

- А за что?

- Был специальный приказ из Москвы, т.к. Львов считался одним из опаснейших городов Союза. А тут еще хиппи появились. Они не знали. что с этим делать, - пытались людей изолировать, выслать за пределы Львова, отправить в психушку, вендиспансер, забрать документы, отправить в спецприемники, как бомжей.

- Кто охотился на хиппи?

- В каждом районе Львова были комсомольские оперативные отряды. Это были молодые люди 14-25 лет, которые были хуже дружинников. Их кураторами были кгбшники. Каждый такой отряд имел собственный автобус. Они ездили и забирали тех, у кого были длинные волосы, кресты или американская символика. Всех фотографировали, снимали отпечатки пальцев. Они знали, сколько хиппи есть в городе.

- Движение хиппи возникло в США, и в начале это были дети богачей. А у нас?

- У нас это были дети интеллигентов, инженеров и обычных рабочих. Нашему движению придали политичное направление. В Америке же из хиппи сделали моду - начали продавать потертые джинсы, разную символику. А у нас даже до 1990-го это движение преследовали. Не брали людей с длинными волосами на работу, не принимали в ВУЗы. Поэтому наши хиппи бунтовали больше. На Западе молодежь играла в хиппи.

- А были тогда так называемые гопники - которые били всех "не таких"?

- "Гопники" были сконцентрированы в большие объединения по 200-300 человек. Они собирались и шли драться район на район. У нас были инцинденты с ними. Но даже тогдашние хулиганы брали с хиппи моду - носили длинные волосы и таким способом протестовали против ментов. Им нравилось имитировать хиппи. В моду даже вошли слова "хипово", "я захиповал".

- Как родители реагировали на то, что их ребенок - хиппи?

- Проблемы были. Я например, вырос в семье людей, которые пережили войну. Отец был в первых рядах тех, кто брал Берлин. Потом отец 10 лет за это отсидел. Он не хотел, чтобы я повторил его судьбу. У меня это началось еще в 7 лет. Мама умерла и меня отдали в интернат. Там раз в месяц приходил парикмахер и всех стриг под "полубокс". Я не хотел стричься, убежал из интерната и три дня прятался у соседей на чердаке. Мне не нравилось, что все - как какое-то стадо.

- А когда произошло ваше знакомство с движением хиппи?

- В 10-летнем возрасте меня, как всех трудных подростков, отправили на перевоспитание в военно-спортивный лагерь в Дрогобыче. Там уже были старшие 15-16 летние мальчики, которые носили длинные волосы, слушали "Битлз", "Роллинг Стоунз". Помню, отец дал мне тгогда 5 рублей, чтобы я себе что-нибудь на них купил, а я за 3 рубля купил джинсы "Levis", одел их и пошел в школу. Из-за этого меня оттуда выгнали. Отец потом сжег эти джинсы.

- Живо ли движение хиппи сейчас?

- С наступлением независимости все пошло на спад. Но потом мы решили возродить это движение. С 1993 года в Карпатах, около водопада Шипот ежегодно проводим собрания хиппи. туда каждый раз приезжают сотни людей с Украины, России, Германии, Польши. Приезжают также иные свободолюбивые люди. Можно встретить целителей, буддистов, кришнаитов, христиан, панков. И все мирно уживаются. Драки провоцируют разве что залетные бритоголовые - скинхэды.

- Почему хиппи употребляли наркотики?

- Хиппи - за здоровый образ жизни. Но некотороым все-таки хотелось поэ кспериментировать - так становились наркоманами.Наркотики - это один из способов ухода от реальности; среди других - разные религиозные верования (буддизм, христианство). Наипопулярнейшими наркотиками тогда были кокнар (из молочка мака). За коноплей к нам приезжали со всего Советского Союза. Во Львове достать наркотики было очень легко.

- А вы контактировали с зарубежными хиппи?

- Тогда любую переписку проверяли компетентные органы. Были контакты с польскими, чешскими хиппи. Как-то мы написали письмо, которое опубликовали в югославском журнале "Джобокс". Я дал домашний адрес и каждый день получал несколько сотен писем. Из-за этой публикации нас забрали во Львовский горком комсомола и пугали, что посадят в тюрьму за антисоветскую пропаганду и агитацию. Мы просто написали, что у нас больше бунтарского духа, чем на Западе.

- Были ли хиппи диссидентами?

- Некоторые хиппи даже сидели в тюрьме. Например, мой добрый знакомый и известный журналист Сергей Набока.

- Кого "копировали" хиппи?

- Мне нравились американские индейцы и их атрибутика. Некоторые следовали Иисусу Христу. Длинные волосы - это символ независимости и своеобразный флаг хиппи. Даже есди мы не были знакомы, все равно здоровались. Кгда я встречал во Львове хиппи из Питера или Москвы, я всегда предлагал им ночлег . Так делали все хиппи в СССР.

Алик и Саша. Карпаты. Водопад Шипот.

Алик и Саша. Карпаты. Водопад Шипот. Съезд свободолюбивых людей. 2002 год.

вернуться на страницу Алика

 

переходы на страницы левые дороги афиша радуга библиотека фильмотека