|  &nb | 
| 
 Вадим Чирков Портрет живого человека на могильном кресте 
 
 
 И еще раз он 
              удивил, ввалившись в наш дом во втором часу ночи, когда мы уже спали. 
              Ввалился с какой-то смешной историей, его истории, он знал, я всегда 
              умел оценить встречным хохотом. Рассказал ее, потом вдруг, вмиг 
              погрустнев, сказал ни к тому вроде бы, ни к сему: Был он после 
              окончания средней школы (из которой его чуть не выгнали за чтение 
              на праздничном вечере со сцены стихов Пастернака и Мандельштама) 
              долгое время никем, но и всем понемногу. Писал стихи, рисовал – 
              в основном почему-то крестьянских баб, дружно согнувшихся в прополке 
              на бесконечном колхозном поле, читал тяжкие книги, одни только признаваемые 
              в его компании, выслушивал со всех сторон советы по поводу хоть 
              какого-то упорядочения своей безалаберной жизни... Иногда устраивался 
              на какую-нибудь работу. Однажды исчез на две недели; вдруг позвонил 
              поздно вечером в дверь. И портрет Артура 
              украшает ныне чей-то крест на молдавском сельском кладбище, встречая 
              подошедшего грустным взглядом проштрафившегося прохиндея. А через некоторое 
              время Артур рассказал нам другую историю. Совсем-совсем другую. Он религиозен. 
              Где, как, на что «поймала» или проняла его религия – неизвестно. 
              Но он верует, при случае крестится, посещает церкви в городе и, 
              когда бывает, в селе. В своих исканиях как-то хотел поступить в 
              Духовную семинарию в Ленинграде, но его фамилию в местном КГБ, курирующем 
              семинарию, выяснив, что Аристакисян верует по-настоящему, истово, 
              и вычеркнули. Будучи в Ленинграде, 
              у друзей, он искал временное жилье (друзья жили впятером в одной 
              коммунальной комнате с высокими потолками и старинным шкафчиком 
              с инкрустациями, оставшимся от родителей). Его направили в некий 
              дом к 75-летней старушке, сестра которой должна была его приютить. 
              Они сидели и ждали прихода сестры, деятельный Артур скучал без привычного 
              для него контакта. Старушка была молчалива, казалась отрешенной. 
              Никакой разговор с ней не получался: хозяйка квартиры не знала ни 
              писателей хотя бы ее времени, ни архитектуры двух соседних с ее 
              домом церквей, да и о религии – а в углу висела икона – не сказала 
              в ответ на его вопросы ни слова. Даже не кивнула, не повернула головы. 
              Артур поискал взглядом Библию или молитвенник – чтобы скрасить ожидание 
              бегом глаз по книжным строчкам – и тех не было: женщина отдала их 
              сестре. Эти старухины 
              слова все и объяснили Артуру. И ее отрешенность, и ее молчание, 
              и кажущуюся пустоту, и ее отсутствие в собственной квартире – просто 
              душой она была уже не здесь, а там, там, и вела, может быть, безмолвную 
              беседу с Другим и с Другими... Эта отрешенность, 
              наполненная, оказывается, смыслом, но уже иным, особым, нездешним, 
              поразила Артура и дала всем пробам его, мыслям и поискам свое направление. 
              Он обзавелся любительской кинокамерой и стал завсегдатаем... чердаков, 
              приютивших бездомных стариков, бомжей и бродяг, стал посещать подвалы, 
              нанося визиты тому же живописному «сословию», снимал полуразвалившиеся 
              дома чуть ниже тогдашней улицы Ленина, где на покосившихся крылечках 
              грелись на солнце беззубые их обитатели и качалось на ветру желтое 
              от старости белье... А одновременно 
              он поступил работать в киностудию, помощником режиссера по реквизиту. 
              Понятно, что к концу каждой съемки родители Артура должны были выплатить 
              киностудии немалую сумму за разворованное за время работы или просто 
              утерянное на площадках имущество. И все же интересные 
              планы съемки и эффекты пыльного солнечного луча на темном чердаке, 
              высветившего апостольское лицо бездомного, были хороши, да и старость 
              города выглядела «новизной» на фоне всего, что снималось, и когда 
              Артур попросил у киностудии рекомендацию для поступления во ВГИК, 
              ему ее дали.  Наш герой не 
              был бы самим собой, если бы с ним и в Москве не случилось приключения. 
              Когда в начале 80-х он поступал во ВГИК, на собеседовании на вопрос, 
              не может ли он рассказать что-нибудь смешное, Артур, сияя своей 
              безалаберной улыбкой, поведал творческому собранию историю, как 
              кишиневский КГБ вербовал его в стукачи и он докладывал бы обо всем 
              «интересном», что говорилось в тогдашних интеллектуальных молодежных 
              компаниях. С его точки зрения, это было очень смешно, комиссия должна 
              была разделить его белозубую улыбку. Комиссия переглянулась 
              и предложила почитать какие-нибудь запомнившиеся стихи; он немедленно 
              откликнулся... Галичем! За те четыре 
              года, когда времена изменились, Артура приняли на режиссерский факультет 
              ВГИКа с восторгом: ведь он уже тогда – тогда! – читал на собеседовании 
              Галича! А тех, кто читал его сейчас, с презрением гнали вон. То, что я рассказываю 
              об Артуре, – лишь малая, конечно, часть его жизни того периода, 
              та часть, что проходила на моих только глазах, и лишь толика всего, 
              что он говорил, что выслушивал, выкрикивал, объявлял, чему-то возражал 
              в своих компаниях. А ведь именно там проходят юнцы, тянущиеся к 
              стихотворной строке, к холсту, к кинокамере, свои главные «университеты» 
              - под бдительным надзором человеческих гениев, чьи строки произносятся 
              здесь с благоговением. Фильм Артура о старом Кишиневе и мало кому известных его обитателях, божьих людях, занял на Каннском фестивале призовое место.. 
 
 |