Салют Абсурда


2003 февраль-март

Олена Багрянцева

"Салют без Абсурда"

Газета "Океан мрий", Под рубрикой "Гость номера"

статья из архива Лиса

Музыка протеста и свободы

В 90-х годах Украину охватила большая волна разнообразных музыкальных течений. Это было время стремительного развития отечественного шоу-бизнеса и расцвета прогрессивных рок-команд. Набирал все большую популярность русский рок: "Аквариум", "Наутилус", "Кино", "Чиж" и другие. Создавались украинские рок-группы: "ВВ", "Плач Еремии", "Мертвый петух", "Братья Карамазовы". Сначала рок был популярен как музыка протеста и свободы, выражение людских надежд, эмоций и чувств. На этой почве возникла группа "Салют абсурда". Молодые ребята (их часто называли хиппи) своим творчеством выражали собственное видение мира, проповедовали свободу и любовь. Это не было патриотическое или политическое движение. Это было просто свободное творчество, которое они представляли. Пели на русском языке, поскольку думали и разговаривали на нем.

О.Б.: Что повлияло на ваше творчество?

Андрей Лис: Изначально влияла авторская песня - песни, которые несут смысл. Не просто два притопа, три прихлопа, а песня как рассказ, песня как притча, песня как излияние души. А также группы, которые играли в том же направлении: "Аквариум", "Наутилус", "Кино", "Крематорий". Они влияли в плане рок-н-рольного духа.

О.Б.: Как вы относитесь к такому понятию, как кумир?

Валик: В целом нормально. У меня кумирами были "Битлз". После того, как я услышал их музыку, мне захотелось играть - так я стал музыкантом. Я думаю, что кумиры есть и будут у всех. Главное - не доходить до фанатизма.

Андрей Лис: Кумир - это неправильное слово… Скорее - человек, от творчества которого тебя вставляет.

О.Б.: Человек, с которого можно брать пример?

Андрей Лис: Именно так.. На меня повлиял Гребенщиков. Я его очень уважаю. Это настоящий классик русского рока. Он для меня пример личности, а не кумир.

О.Б.: Был ли "Салют Абсурда" примером для тогдашней молодежи?

Андрей Лис: У нас не было идолопоклонничества. Даже в нашей песне "Ты есть Бог" говорилось про то, то каждый сам есть Бог, каждый может достичь всего, если хочет, было бы желание.

Валик: На самом деле, было приятно, когда люби приходили, выламывали двери, чтобы попасть на наш концерт.

Андрей Лис: Было приятно, конечно, что люди слушают, переписывают песни, приходят на концерты. С одной стороны, это затрагивало какие-то нотки в душе.

О.Б.: Все-таки на вас накладывалась большая ответственность, если люди брали с вас пример. Вы не чувствовали по этому поводу внутреннего дискомфорта?

Валик: Мы на сцене были как в жизни. Мы не корчили из себя каких-то дико правильных людей.

Андрей Лис: Никаких негативных моментов не было. Ведь нам нравилось то, что мы делаем, то и людям тоже нравилось. Мы не были музыкантами, которые вышли на сцену, отыграли и ушли. Мы общались с людьми.

На тот момент людям в Киеве чего-то не хватало. Не было ни одной группы, которая могла бы послужить объединяющей силой. У людей не было героев. Поэтому "Салют" быстро стал культовой группой в андеграундной тусовке.

Лис

О.Б.: Как вы относитесь к такому понятию, как слава. Говорят, что слава портит человека. Вас она не испортила?

Валик: Как-то не сложилось.

Андрей Лис: Может, были моменты, когда действительно чувствовалась слава. Например, после концерта в Одессе девчонки бежали провожать нас на поезд, прыгали за нами в вагон… А на гастролях в Сумах реально был такой момент, когда "кричали девушки - "Ура!" и в воздух ливчики бросали". Просили расписаться на груди и т.д. Однако все это не вызывало никаких негативных эмоций. Потому что всем было весело и классно.

Валик: На посчастливилось. У нас не было славы и на нас она не влияла. Нам не поклонялись.

Андрей Лис: Да. Именно так. На концертах мы наливали в большую чашу вино - отпивали его и и пускали по кругу в зрительный зал. Т.е. приобщали к действию людей, пытались создать такое душевное состояние, в которым всем было бы по кайфу. За это, может быть, нас и любили.

Валик: Мы просто так никогда не уходили со сцены и играли столько, сколько нас просили.

Андрей Лис: Концерт - это был интимный контакт со зрителями. Ты им отдаешь энергию - они тебе отдают энергию. Все получают взаимнео удовлетворение. Нас любили - и мы любили.

О.Б.: Что было для вас стимулом?

Андрей Лис: Для творческого человека стимулом всегда является самовыражение. Вот мы писали тексты, музыку. Люди это слушали, воспринимали - и нам было приятно. Это было наибольшим стимулом.

Валик: Кроме того, мы никогда не играли на концертах ради выгоды.

Андрей Лис: Для нас не существовало материальной стороны. Нам было по кайфу, если людям нравилось.

О.Б.: Т.е. у вас не было мечты заработать на своем творчестве?

Андрей Лис: Абсолютно. Можно сказать, что "Салют Абсурда" был на то время единственной некоммерческой группой, которая смогла получить какую-то популярность среди людей не имея ни спонсоров, ни продюсера, никого и практически вкладывающей только свою душу и свое умение играть. Т.е. это не было конъюнктурой. По сути, мы были народной группой. Это была народная популярность, когда кассеты с ужасным качеством записи покупались, переписывались и людям это нравилось.

Валик: У меня был друг, с которым мы вместе учились в школе. Он поехал в Лондон, а оттуда привез кассету и спросил: "Ты не знаешь, что это за группа?" Тогда я прозрел.

О.Б.: Что означает название "Салют Абсурда"? Кто его придумал?

Андрей Лис: Название придумал я. И правда, абсурд - понятие очень скользкое. Для кого-то это очень реальная вещь. Даже то, что мы сейчас сидим, общаемся втроем, может показаться кому-то абсурдом. Если бы кто-нибудь со стороны посмотрел на это, послушал, про что мы говорим, подумал бы: "Какой абсурд!"
Вышло так, что все жизненные события, ситуации, которые случались около нас, были страшным абсурдом. Мы и сами были абсурдом. Потому что соединялись совершенно несопоставимые вещи. Т.е., название группы призывало: "Давайте доведем этот абсурд до полного абсурда! Давайте сделаем из этого салют, чтобы это было по крайней мере красочно". Все это время можно назвать абсурдом.. Наиабсурднейшее столетие в жизни человечества. Группа собралась в конце 93 года - это был как раз конец столетия, конец всего этого абсурда. Название само случайно пришло в голову. А потом я долго сидел и думал, что же такое "Салют Абсурда"…

На данный момент, мы подумали, что вот уже третье тысячелетие, наступает эпоха Водолея, новая Эра - абсурда с нас хватит! Мы по горло этим абсурдом наелись! Пускай остается только салют! Пусть будет праздник. А салют - это всегда праздник, веселое настроение и любовь.

О.Б.: Вы бы не хотели вернуться в прошлое, пережить еще раз те моменты, когда вы были культовой группой?

Валик: Это бы не было жизненно. Это была бы уже компьютерная игра. В фильме "Граф Монте-Кристо" было сказано: "Все будет так, как оно должно было случится, даже если все будет совсем наоборот". Так оно было - так оно и будет!

Андрей Лис: Есть такое понятие, как перфоманс - одноразовая акция. Она гениальна тем, что существует однажды. Ты ловишь при этом кайф. Она была - и она прошла. Она неповторима. И было бы безсмысленно желать вернуться к той же акции, потому что повторить ее нельзя, она себя полностью исчерпала. Единственное, что мы можем сделать на сегодняшний момент - это сделать новую акцию. Зачем возвращаться к прошлому, когда у нас есть чудесное настоящее?

Валик: Первый раз велосипед изобретать классно, интересно. Другой раз это уже не интересно. Это уже было.

  

Взрывной этап/ распад группы

В истории каждой группы рано или поздно настает такой момент, когда чувствуются какие-то противоречия и разногласия, становится понятным, что дальше так продолжаться не может. В лучшем случае - изменяется состав коллектива, другой смысл приобретает творчество, изменяется стиль музыки; в худшем случае - группа распадается. Какое-то непонимание, безысходность овладевает участниками команды - и происходит взрыв, после которого настает длительное затишье…

О.Б.: Каковы были причины распада "Салюта Абсурда"?

Валик: Было очень много мелочей…

Андрей Лис: Причина в том, что было много людей, как их называют, "хлопальщиков", которые не входят в группу, а существуют около нее. Выходило так, что они сами определяли положение группы на данный момент, отношения группы с окружающим миром. Не мы, а люди-хлопальщики, которые живут за счет группы. Они добывают на этом свою особую славу, свой авторитет. Поэтому эмоциональное состояние на тот момент было очень тяжелым. С другой стороны, было очень тяжелым материальное положение. Вот эти две причины и повлияли на распад группы. Были люди, которые на нас очень влияли, которые пытались внести разлад в группу. Хотя, я думаю, м.б. это была все-таки материальная беззащитность. Для того, чтобы нормально записаться, надо было много денег. Часто было так, что мы вкладывали собственные деньги, чтобы играть. Это все делалось на голом энтузиазме.

Валик: Я тогда искал себя в музыке. Был верен западному року, шел в том течении… И вот 16 января Лис заявил, что группа временно прекратила существование.

О.Б.: Как к этому отнеслись ваши поклонники, фаны? Как они это восприняли?

Валик: Многие годы после этого нас спрашивали: "Когда вы соберетесь?" Ходили слухи, что мы снова собрались, что-то записываем, играем. Хотя на самом деле этого не было.

Андрей Лис: Приезжали ребята из Питера, предлагали запись на питерской студии. Но тогда группа была неспособна что-то делать. Все уткнулось в то, что группа дошла до той точки, когда мы выросли уже из андеграунда и надо было перейти на больший профессиональный уровень по масштабу, на масштаб страны. И это сильно чувствовалось.

Валик: Это была большая ответственность.

Андрей Лис: Много кто был не готов перейти на этот уровень.

Валик: Может, как раз очень хорошо, что мы не стали такими, как сейчас "Чайф".

Андрей Лис: Хорошо, что мы не стали такими, как "Океан Эльзы", как "ВВ". Это люди, которые вышли из тусовки, пели для тусовки и которые потом, благодаря тусовке, поднялись. И отошли от этой тусовки, назвав себя "звездами".Слава богу, что этого с нами не случилось. Мы тогда были очень опустошены эмоционально, много играли, отдавали себя на сцене, даже на репетициях. С другой стороны, случилось противоречие. Мы хотели развиваться дальше, но не хотели становится конъюнктурными. На тот момент было так, что не могло существовать одно без другого. Нужно было продавать себя - и становиться более попсовой конъюнктурной командой, которая будет записываться и играть для всех. Потому что всегда продюссеры, и другие люди, которые помогают развиваться, ставят группе определенные требования. Сама идея нашей группы была такова, что мы чисты, мы не продаемся. Я думаю, что на данный момент, оставляя название "Салют", мы не надеемся сделать какую-то супермодную команду. Мы хотим не упустить, не потерять то, что было - то эмоциональное, что действительно давало радость. Взять - и зафиксировать его. Если это давало радость тогда, значит, может дать и теперь. Потому что та музыка, которую мы играли, - она слушается всегда. Она вне времени.

О.Б.: Стал ли для вас распад группы трагедией?

Андрей Лис: Это была огромная трагедия, которая всех нас очень ударила по мозгу. Настолько ударила, что я на протяжении целого года пребывал в страшной депрессии. Я очень тяжело все переживал. Потому что это была наша жизнь. Когда ты теряешь все, ради чего жил, настает огромная депрессия. А когда человек находится в депрессии, он ничего не может делать. Из этого тяжело выйти. Но прошло некоторое время - и "всё стало на круги своя". Все возвращается…

 

Великое возвращение

Музыкант не может долго жить без творчества. Поэтому не исключено, что может настать тот момент, когда группа обретет новое дыхание - - снова соберется (пусть в ином составе), чтобы вернуться к музыкальной жизни.

О.Б.: Расскажите, чем вы занимались после распада "Салюта Абсурда"?

Андрей Лис: Валик играл в группе "Бронзовые гаражи". Я долгое время бездельничал, потому что у меня было не то состояние, чтобы чем-то заниматься. Но это состояние закончилось… Ведь когда человек творческий - из него просто прет. Когда ты долго этого не делаешь, все вокруг начинает напрягать. И настал такой момент, когда я понял, что просто не могу без этого жить. Это нужно делать, потому что этого хочется. Неважно, будет это популярная группа или нет, имеешь ты море поклонников или нет. Просто тебе нужно это делать, потому что тебе самому это по кайфу, без этого ты жить не можешь. И я думаю, что и Валика наполняет подобное чувство…

Валик: Мы потому и собрались.


Андрей Лис: Именно через эту душевную потребность.

Валик: Когда "Салют" закончился, у Лиса были какие-то попытки. Он набрал команду професиионалов - и всё было чудесно, парни играли классно, но не было той энергии…

Андрей Лис: Не было своего какого-то особенного духа. Т.е., это было штучно. И поэтому этот проект быстро закончился, так собственно, как и начался. Ту последнюю попытку можно назвать агонией. Если понимаешь, что ты что-то еще можешь, ты чего-то хочешь, - однако, ничего не происходит. И это была попытка что-нибудь сделать: может, как-то оно и выйдет. Потому что люди в команде были целиком иные - они не принимали участия в этом. Эни не жили этой жизнью. Поэтому выразить тот дух было невозможно.


Валик: Взять к примеру, свой любимый фильм, где ты знаешь всех актеров. Внезапно - бац! -всё то же самое, только актеров заменили. Фильм уже не тот… После распада "Салюта" я пошел играть в группу "Бронзовые гаражи" - отыграл там 5 лет, непонятно зачем. Мне надо было что-то делать…

Андрей Лис: Хоть как-то себя реализовать.

Валик: До "Салюта" я играл в 12 командах. Я играл в абсолютно разных стилях. В "Бронзовых гаражах " было неинтересно. Меня там ничего не устраивало: не нравился барабанщик, вокалистка. Часто менялся состав… Потом я понял, что напрасно этим занимаюсь. И просто взял - и ушел. Не захотел больше заниматься сублимацией - т.е. не было эмоционального наполнения. На репетициях я играл, как машина. Все участники группы были настолько разными, что не ощущалось единства, семьи.

О.Б.: Теперь, когда вы наконец собрались вместе, какие у вас планы на будущее?

Андрей Лис: На данный момент хотелось бы записать альбом.

Валик: …куда войдут наши новые и старые песни, которые уже стали народными, которые будут всем по душе.

О.Б.: А как вообще возникло желание собраться снова?

Андрей Лис: Разговоры про это периодически возникали. Однако все эти разговоры заканчивались тем, что мы посидим, попьем пива, скажем: "Ах, как класно, как чудесно! Давайте соберемся вновь". И на этом всё.

О.Б.: А не чувствовалось в душе какой-то пустоты, что чего-то не хватает?

Андрей Лис: Я думаю, что эта душевная пустота была не только в нас, но и у окружающих людей, которые любили "Салют", которые ждали возвращения. Эта пустота на самом деле была. Нам всё время передавали приветы, пожелания: "Ребята, соберитесь! Ну дайте хотя бы какой-нибудь концерт в память о группе, которая была".

Валик: Но мы не хотели фальшивить - и поэтому ничего не случилось.

Андрей Лис: Первая мысль собраться снова возникла после гибели ритм-гитариста Романа Дембровича, который больше всех стоял за собрание группы. И поэтому в будущем альбоме выйдет посвященная ему песня "Фенька", которая была его любимой.

Первым результатом объединения стала песня Григория Вагапова "В потоке света". В этой песне есть такие строки: "Я тебе - это точно - пригожусь в полосе света". Будет ли развиваться совместное творчество с этим автором - покажет время. Но мы уже вместе. И это - просто салютно!

Если бы группа "Салют Абсурда" существовала до сих пор, ей бы исполнилось 9 лет. 9 -магическая цифра, цифра движения вверх. И это символично. Самое время собраться вместе!

 

Время для новых побегов


Чтобы во что-то поверить, нужно просто желание.
Любовь-это не только деньги, которые можно потратить.
Соленые волосы, внутренний голос, да пара сырых одеял,
Я никогда не хотел править бал, чтоб разрушить твои устремления.


Иди по своей дороге, не зная начала, не зная конца.
Движение сквозь темноту есть абстракция света.
По теплому снегу, по мягкому льду, по шкурам убитых животных,
У меня есть кое-что для тебя: смотри - вот он, мой презент -

Это время для новых побегов!

Скорее всего, гадким детям опять стало скучно,
А может быть, их испугала тюрьма без границ.
Как бы там ни было, но наше перышко плыло легко и воздушно,
Размышленья о жизни сделали с нами то, что не сделала жизнь.

Наверное, слишком безжалостно днем светятся наши изъяны.
И снова тебя ежечасно жуют за чьей-нибудь теплой щекой
И ты любишь ночь и смотришься в окна неба Карпатии пьяной,
Спустя тридцать лет и три года, одно только сможет помочь

Это время для новых побегов...

 

Валентинов день

Валентинов день. Я спешу к тебе, мой раненый эльф.
Я хочу ещё успеть пожелать
Хоть немного в эту ночь.
Лепестки роз - это будет твоей последний приют.
Я не помню больше звезд, где вот так
Умирают от любви.


О, святой Валентин, за дальний серпантин
На белые одежды - салют из конфетти.
О, святой Валентин, горят твои огни
Я вирусоноситель её любви.

Как же он прост, этот маленький, беспомощный миг.
И, как сказочно-волшебный родник,
Твой последний поцелуй.
Я остаюсь колокольчиком в душе твоих муз,
Чтоб не видеть больше звезд, где, как здесь,
Умирая, отдаюсь.

О, святой Валентин, за дальний серпантин
На белые одежды - салют из конфетти.
О, святой Валентин, горят твои огни
Я вирусоноситель её любви.

Золотые костры странников на промерзшей земле.
Это губы мои на теле возлюбленной.
Золотые костры странников
На промерзшей земле.
Это руки твои на моих плечах.

Золотые костры странников на промерзшей земле.
Это губы мои на теле возлюбленной.
Золотые костры странников
На промерзшей земле.
Это руки твои на моих плечах.

Валентинов день, ты так хочешь это чудо из чудес,
Не надеясь ни на деньги, ни на крест
Ты чужак в чужой земле
Но каждый раз остается здесь хоть кто-то из нас
Чтоб взошел на этот трон, наконец,
Принц Планеты Всех Сердец.

О, святой Валентин, за дальний серпантин
На белые одежды - салют из конфетти.
О, святой Валентин, горят твои огни
Я вирусоноситель её любви.


Автор текстов - Андрей Лис

Статью переводили мы с Женей, поэтому извините, если что:)


вернуться на страницу группы

Больше всего про Салют Абсурда - на сайте Владимира Крымского.