СДРХ    roofles    Правые хиппи    Левые хиппи    Официальный вход    Вход в никуда    Лестница в небо    Стена    On the road    То чего здесь нет


молодежный благотворительный фестиваль
некоммерческого искусства

"Дорога к Радуге"


Отзывы о фестивале

Максим ЯКУБСОН
Наталья ГОНЧАРЕНКО

Максим ЯКУБСОН

Фестиваль "Дорога к Радуге" для меня лично был неким завершением, развязкой. Ему предшествовало несколько лет, когда, наряду с другими делами, съёмками, театром, я пытался развивать идею совместных путешествий некоторого свободного сообщества людей. Белгород оказался первой пробой..

До того мы провели несколько фестивалей в Петербурге. (Из приезжавших в Белгород в них участвовали Зелёные Рукава, Голованов, Ваня Жук...) Первый из них назывался "Фильм без плёнки" и прошёл в 1999 году. Ему предшествовало путешествие в Святую Землю. Уже по дороге туда я узнал о Караване из Израиля в Иорданию, Караване Мира.

Участие в нём было очень полезно. Во первых, удалось ощутить на практике, как происходит совместное путешествие, как это может быть организовано, с другой стороны, были видны и недостатки. В частности сама по себе идея миротворчества, бывшая в основе того каравана, не была вполне выстрадана его участниками, и поэтому несколько профанирована. Но там было много славных людей из разных стран, ищущих правды и стремящихся к независимости. Многие из них познакомились благодаря Rainbow Gatherings (собраниям ради Радуги), да и сам я узнал об этом событии через человека, который распространяет информацию об этих встречах в Греции.

На том караване часть людей шла пешком всё расстояние от Мёртвого до Красного Моря, часть ехала на велосипедах и автомобилях. Машины везли вещи. Ночевали иногда в
пустыне, иногда в поселениях, а после перехода границы на берегу моря на окраине иорданского города Аккабы. Убирали мусор, сажали деревья, играли музыку, общались, организовывали семинары на разные темы.

Вернувшись, я показывал разным людям фильм об этом караване. Для меня было интересно и важно, что это был не просто фестиваль, порождённый любовью к какому-то виду искусства, и не площадка для пропаганды тех или иных личностей и идей, но прежде всего путь, проделанный вместе. Вернее будет сказать - разные люди на определённом этапе своего пути встретились и попробовали свои маршруты согласовать, чтоб хорошо провести время и в тоже время что-то доброе привнести в окружающий мир. Это оказалось созвучно и тому, как хотелось жить мне.

В России идея Каравана встретила поддержку вначале у моих знакомых по ВГИКу из Брянска. Но им не удалось ничего организовать по личным причинам. Затем возникла идея проведения экологического каравана на Чёрном Море. Мне она не очень нравилась, во первых, потому что море само по себе разлагает и подходит скорее для отдыха по одиночке или компаниями, чем для собранного действия, во-вторых у всего предприятия был пафос борьбы с загрязняющими природу нефте- и газо-монополиями, который мне представлялся наивным. То, что делается там, на юге России, и впрямь чудовищно, но исправить это можно, по моему, только сверху. И мне не хотелось, чтоб тема протеста была доминирующей. Наоборот, хотелось нести нечто позитивное. Вике Абрамовой я рассказал все эти истории.

Кроме того в Москве существовало такое место - Дом Сказок, которое было лабораторией странствующего театра, фолка и карнавала, где мы собственно и познакомились. Место это весной перестало существовать, но те, кто там трудился, продолжают общение. Куклы, которые приехали в Белгород, - своего рода символы Дома Сказок. Там игрался спектакль о девочке и императоре, который отправился вместе с ней, как бродячий артист, в странствие.

Такова предыстория. А что вышло, частично, вы видели. Касательно участников - компания сложилась во многом спонтанно, исходя из желаний и возможностей людей. Для меня важно было, чтоб происходящее складывалось с участием разных искусств, чтоб имел значение личный выбор и личный интерес, то есть люди занимались творчеством, независимо от функции, которую на себя взяли.

Во всём происходящем, как в книге или фильме, или музыкальной пьесе, были разные части. Завязка - путешествие в автобусе, когда возникли реальные трудности и стало ясно, что внутреннее и внешнее находятся совсем рядом.

1 эпизод - успешное начало с определёнными ограничениями, исходящими от места, как например, время концерта, и частная собственность, на парк, где он пытался продолжиться.

2 эпизод, показавший, что одна отдельно взятая квартира в блочном доме способна вместить в себя гораздо большее количество людей, чем кажется на первый взгляд.

3 эпизод, путешествие в детский дом, когда выяснилось, что все
на самом деле дети, причем очень маленькие.

4 эпизод, когда "Искорки" оказалось вполне достаточно для настоящего чаепития.

5 эпизод, когда совсем не слова, и не звуки и даже не рисунки указывали на истину.

6 эпизод, когда страдание сделало всех едиными.

7 эпизод, когда наконец-то началась репетиция.

8 эпизод, когда минор и мажор дополнили друг друга и выслушали.

 

Наталья ГОНЧАРЕНКО

Мы привыкли к тому, что концертная и тем более фестивальная жизнь в Белгороде достаточно регламентирована. Но поскольку у творческих людей, к счастью, идеи возникают спонтанно, а не по чьему-то плану, появляется и необходимость их воплощать - прямо здесь и прямо сейчас. В начале ноября Виктория Абрамова (фотограф из Белгорода) и Максим Якубсон (кинорежиссер из Петербурга) затеяли в нашем городе фестиваль "Дорога к Радуге". Под Радугой здесь подразумевается не столько красивое природное явление, сколько известный фестиваль "Rainbow", появившийся в Америке и не так давно перекочевавший на российскую почву. А еще - Радуга как символ с-единения самых разных индивидуальностей.


Поскольку создатели "Дороги к Радуге" изначально ориентировались на неформальную культуру, им пришлось испытать всю нелегкость общения с культурой "формальной" в лице местных чиновников-гуманитариев, от кото-рых поступили предложения, в частности, такие:


1) Перенести фестиваль на более поздние сроки, чтобы он стал "запланированным мероприятием", о котором потом представят куда следует отчет, а приехавшие артисты смогли бы разместиться
в гостиничных номерах (курсив hippy.ru). Словом, чтобы "все как у людей".
2) Предоставить тексты всех исполнителей - понятно для чего.
Как будто на дворе начало 1980-х годов.
И так далее в том же духе.


Но фестиваль все-таки состоялся - даже при том, что места проведения концертов менялись, информации о них было крайне мало, многие участники (из Москвы, Питера, Воронежа) добирались в Белгород за свой счет, а приехав, "вписывались" кто у старых и новых белгородских знакомых, а кто - даже в редакции "Нового Ковчега".

Растянулась "радужная дорога" на не-сколько дней - с 5 по 13 ноября, проходила в галерее "Жаръ-птица" и залах областной библиотеки (там располагались выставки фотографий В. Абрамовой), в Центре искусств при Пушкинской библиотеке-музее и даже в зале НОУ "Искорка", где зрители должны были разуться и во время концерта возлегать на коврах (все-таки это детское учреждение, где должна царить чистота, а стульев на такую толпу не напасешься).

Кстати, именно в "Искорке" проходил один из интереснейших и "заводных" концертов фестиваля. Но пора бы рассказать подробнее о некоторых его участниках - прежде всего о тех, которых мне удалось увидеть, ведь попасть работающему человеку в будний день к 15.00 на выступление/выставку достаточно проблематично.


Итак, пропуская открытия выставок, работу белгородских театральных студий и выступления в детском доме (программа фестиваля включала "День театров" и "Детский день"), переносимся на тот самый концерт в "восточном стиле", где публика сначала лежала, а потом принялась танцевать на коврах.

В тот день на сцене были группы "Медиатория" (Белгород), рок-н-ролльный "Суоми Эмбл Бэнд" из Воронежа, питерский "Ключ" и "хэдлайнеры" фестиваля - "Станция МИР" в лице Владимира Кожекина и Ивана Жука (Москва).


Но, пожалуй, наиболее "концептуальным" был концерт, о котором долгое время не знали даже сами организаторы фестиваля. Состоялся он вечером того же дня в... отделении милиции. Началось все как всегда - кого-то из приезжих на всякий случай "забрали" по причине нетрезвого состояния.

Но в этот раз милиция имела дело с музыкантами, пришедшими вызволять своих. А музыканты были с инструментами... И вечером 9 ноября (ко всему прочему, канун Дня милиции) редкие прохожие могли с изумлением слышать раздававшиеся из отделения сначала звуки скрипки, потом еще и гитары, потом - флейты, барабанов и т.д.

"Сейшен" продолжался достаточно долго и, ко всеобщему удивлению, стражами порядка не прерывался. Наконец, сговори-лись о цене свободы его "виновника": нужно было всего-навсего сыграть и спеть нечто конкретное - скажем, "Темную ночь", - в качестве подарка к профессиональному празднику тех, кто нас изо всех сил бережет.


Следующий день был посвящен поэтам и рок-бардам. Если можно, хотя бы формально, определить, что такое поэзия (выступали Евгений Крамской, Максим Закордонец, Петр Литвин, Анна Шацкая), то под рок-бардовской песней каждый понимает что-то свое. Еще можно отнести к этому направлению то, что делает лауреат "Оскольской Лиры" Сергей Игнатьев ("Киса") и московский нигилист Константин Кудряшов (который тщетно дожидался, когда же его начнут линчевать за содержание песен). Но почти все прочие авторы-исполнители просто сосредоточились на многократно преумноженном негативном восприятии жизни, без особых затей, и произвели впечатление довольно-таки тягостное, тем более что концерт растянулся часа на четыре.


Еще одним пунктом довольно-таки разнообразной программы фестиваля был "День без насилия и наркотиков", проходивший при небольшом стече-нии народа, но оказавшийся очень содержательным.


О наркотиках рассказали музыканты из группы "Харьков-Москва-Транзит", знающие эту проблему не понаслышке: один из участников группы несколько лет назад находился в питерском реабилитационном центре - после того как долгое время "сидел на героине". Видеозапись, которую они привезли с собой, как раз рассказывала о деятельности этого центра, существующ-го под эгидой протестантской общины. Если бы это видео показали в школах только один раз, вместо всяких фиктивных уроков "о вреде наркотиков", у ребят наверняка и мыли бы не появилось когда-либо их пробовать.

Фильм честно, без купюр, показывает настоящих наркоманов, живущих и умираю-щих в питерских подвалах, их гниющие тела и пустые глаза. Некоторых удавалось спасти, другие не успевали провести в реабилитационном центре и двух дней.


В этот день был показан фильм, снятый Максимом Якубсоном, непосредственно относящийся к названию фестиваля. Рассказывал он о том, как в середине 1990-х - никто до сих пор не знает, зачем - разогнали первую российскую "Радугу".


Следующий фильм тоже представлял тему "против насилия", но в особом ключе. Речь шла о таком сложном вопросе, как вегетарианство. Нет никаких сомнений в том, что, например, охотиться в наши дни совершенно необязательно (наверное, за редчайшим исключением)
(великолепная позиция - hippy.ru), а те, кто занимается этим ради отдыха, чтобы расслабиться, почувствовать себя сильным, поупражняться в ловкости и т.д., поступают очень плохо. И без красивых меховых шуб тоже можно обойтись. И опыты на кроликах, мышах и лягушках лучше не проводить.

А вот с домашними животными дело обстоит сложнее - их ведь разводят не просто так. И вот фильм, снятый немцами, с немецкой же дотошностью и методичностью показывал, как в угоду нашей привычке кушать колбасу и т.п. с животных сдирают кожу, убивают с помощью электротока и иными способами (выдумывание которых, к сожалению, действительно стало прерогативой человека), как отрывают хвостики у маленьких поросят и прочее в том же духе.

После такого "хардкора", конечно, чувствуешь себя серийным убийцей. Но дальше-то что? Пока люди не разучатся уничтожать - не только физически, но и морально - себе подобных, насколько сильно их будут затрагивать призывы к вегетарианству (к веганству - прим. hippy.ru)? Есть о чем задуматься...


Чтобы не заканчивать на мрачной ноте, скажу, что закрытие фестиваля обернулось еще одним хорошим концертом, среди участников которого особенно порадовали "Настежь" из Воронежа и - снова - лидер "Ключа" Володя Голованов. А подробности о "Дороге к Радуге" и ее участниках - смотрите на снимках.





   СДРХ    roofles    Правые хиппи    Левые хиппи    Официальный вход    Вход в никуда    Лестница в небо    Стена    On the road    То чего здесь нет