hippy.ru

 

Библиотека

Freelove

 

 

 

Сексуальная революция:
от хиппи до яппи и обратно

источник

Словечко это придумал журналист. Да не то, что придумал - просто откопал хорошо забытое старое. Hipster 40-х - независимый человек, хорошо обо всем осведомлённый, 50-х - молодой человек, интересующийся джазом и всякими сногсшибательными вещами. Сленговое слово hip в 50-е годы относилось к утонченному, независимому, мудрому и храброму человеку, который всегда на чеку, а вот hippy считался тот, кто безуспешно пытался походить на крутых парней-хипов.

В 60-х уничтожительное в устах "квадратов" - "хиппи" стало гордым именем целого поколения Неподчиняющихся Старой Действительности. Немедленно, сейчас создающих действительность новую, свежую, шокирующую straigts - "порядочных", "правильных", короче говоря, обывателей.

Возможно, хиппи были первым и последним абсолютно счастливым поколением, которое изменяло мир по произволу, будучи полностью уверенным в своей правоте. Неудивительно - ведь речь шла о ЛЮБВИ. Любви к Богу, к миру, любви друг к другу. Возвышенной и плотской.

Если верить хитромудрым расчетам мистиков и теософов, то шестидесятые годы 20-го столетия открывают в человеке чакру, ответственную за половые отношения. По легенде, она горит оранжевым светом, в то время как символ хип-эры - рыжая настурция (не правда ли, хорошее совпадение?).

Если эстетика пятидесятых - это суровый, неприкасаемый мужчина-одиночка, чёрная кожа, очки, под ними - стальной взор, огнестрельное в кармане, погоня, слежка, недоверие, скупой поцелуй в машине (сжатыми в ниточку губами), то эстетика шестидесятых: беспомощные, небрежно одетые юнцы, более напоминающие неразумных дев, чем мужчинских мужчин, манекенов а-ля Марлон Брандо. В моде низкие, хриплые (ох, какие сексуальные) женские голоса, девушки, годные к длительным переходам и автостопам на заброшенных пыльных шоссе, широкоплечие девицы на задках мотоциклов с нелёгким рюкзачком за плечами. Актуально мужское фальцетное пение, переодевание и экстравагантный макияж (смотрите ранние клипы Дэвида Боуи и Питера Гэбриэля). High costume - "улётный костюм" становится для хиппи столь же естественным, как и "смена пола на час". Исторические камзолы, перья, кринолины, индейские юбки, ковбойские брюки - всё к лицу молодым бездельникам.

Существует фраза: "Есть вещи, которые понимают только очень умные женщины и гомосексуалисты". Этот баланс на грани мужского и женского культивировался в эпоху хиппи. Попытка соединить в себе два мировосприятия - не разврат, а новый подход к миру. Через свободу собственного тела, через исполнение сиюминутных желаний, через секс как танец, через ОЩУЩЕНИЯ. Вы помните: "Лежи тихо и думай об Англии"? Девушка-хиппи хотела думать только о себе, только о нём (или о ней), о любви наконец.

В одном из фильмов 60-х есть красивый момент: любовники долго ощупывают лица друг друга. Ладонями, вслепую. Оказалось, что мир можно познать кожей. Легендарный Джим Моррисон писал в своих дневниках: "Спросите любого, какое из чувств он берег превыше прочих. Большинство ответит: зрение - соглашаясь лишиться миллиона глаз на всем теле ради двух в черепе. Ослепнув, мы могли бы жить и, возможно, обнаружить мудрость. Без осязания мы бы обратились в деревянные чурбаны".

Осознав тело как гигантский глаз, тончайший инструмент для общения с миром, хиппи полюбил свою материальную оболочку. Начал холить, лелеять и развивать её. И вовсе не методами культуризма и аэробики, дающими чисто внешний результат упругости мышц, а тайными путями расширения сознания, пробуждения третьего глаза. Ключевым понятием в деле усовершенствования тела стала

КИСЛОТА ЛСД,

с помощью которой совершались путешествия ("трипы") в параллельные миры под- и надсознания. Как говорил один "кислотный" практик: "ЛСД позволяет непосредственно прикоснуться ко всему окружающему. Стоит принять ЛСД, как действительность начинает мягко входить в тебя".

Именно эта лёгкость, необременительность кислоты по сей день делает её привлекательной для любителей трипов во времени и в пространстве. Стоит лишь упомянуть, что настоящей кислоты в СНГ почти что нет, ходят-бродят её жестокие подделки, от которых недолго "кинуть тапки" за свои же немереные бабки (говоря проще, 50 долларов - и смерть у тебя в кармане).

В результате пребывания на природе в кругу друзей (при маленькой помощи ЛСД) сознание хиппи расширялось неописуемо. Каждый из них становился всё лучше и лучше, страньше и чудастее... Негласный хипповский кодекс гласил: "Чем больше ты становишься самим собой, тем ты красивее. Каждый из людей - самая интересная на свете личность. Каждый".

Когда же ряд таких расчудесных личностей собирался воедино и они уже не могли расстаться по причине всеобщей душевной привязанности и взаимопонимания, они захватывали брошенный дом или разбивали палаточный лагерь, чтобы поселиться там на ближайшие год-два. Такие поселения называли коммунами или резервациями. Хрестоматийный пример Хейт-Эшбери, в прошлом рабочий район Сан-Франциско (Фриско - на хипповском сленге). В конце 50-х Хейт наводнили битнки, за ними - рядовые гомосексуалисты, а в 66-м году здесь обосновались люди, называвшие себя "новой общиной". Тогда-то журналист Херб Каэн и окрестил этих живописных бездельников хиппами.

Вторым (после ЛСД) основным понятием хипповского бытия являлось совместное действие: be-in (просто тусовка, собрание) и love-in (тусовка, имеющая сексуальную окраску). Также наилюбимейшим совместным проведением времени были рок-концерты под открытым небом, на зелёных полянах, где кто-то внимательно слушал музыку и слова, кто-то курил "косяк", кто-то занимался любовью, кто-то кормил ребёнка, кто-то загорал нагишом, кто-то читал книгу, кто-то болтал с друзьями или мечтал о своём. В то время в моде была психоделическая музыка (от слова "психоделия", означавшего наркотический опыт и всё, что с ним связано). Концерты сопровождались light-show - светопредставлениями, или, как это говорили у нас, светомузыкой. Её упрощённый, вульгаризированный вариант применяется сейчас на всех уважающих себя площадках.

С лёгкой руки хиппи рок-музыка проникла в театр, завладела им. Вскоре на свет Божий вышли детки - рок-оперы "Волосы", "Томми", "Иисус Христос - суперзвезда". Сильно набожные хиппи для простоты понимания Иисуса сделали его чуваком, хорошим парнем из соседней коммуны.

Не заставила себя ждать и мода на причёски а-ля Джизус-Крайтс, белые (грязноватые) одежды, вольно ниспадающие до пят, а также назидательный, учительский тон, которым хиппи вели душеспасительные беседы с непросвещёнными, не-хиппи.

Религиозные пристрастия длинноволосых не ограничивались христианством. Необыкновенно привлекательным казался им Восток, такой спокойный, такой медлительный, погружённый в созерцание. Благовония и драгоценные масла, гирлянды цветов и уединённые хижины монахов-отшельников манили хиппов, как свеча мошек. Часть паствы увлеклась Харе Кришной, часть углубилась в непроницаемый Тибет, навсегда затерявшись в высокогорных монастырях, подавляющее же большинство предпочло изучать основы дзэн-буддизма, не отрывая туловища от родной койки. От множества усвоенных религий хиппам досталась вегетарианская кухня, принцип "не убий брата меньшего" (т.е. кролика, барашка и т.п.), отрицание войн и всяческого насилия, ненависть к деньгам и способам зарабатывания оных, склонность к перемене мест, а также мистическое сектантство и астральный секс, то есть -

ТАНТРА.

Восток-дело-тонкое учит: женщина - хороший человек. Светлый, совсем не опасный для мужчины. "Раджас" (женское в женщине) соответствует солнцу, в то время как мужское "бинду" - лунному зыбкому свету. Мнение это совершенно враждебно европейской морали, видящей в женской особи: а) непорочный идеал - без желаний, месячных, скандалов, со стерильным зачатием от Духа Святого, странно похожего на законного отца; б) гетеру, которая всё умеет и всегда хочет именно тебя; в) "железную леди", товарища по вкалыванию, бесполое, курящее и матерящееся существо; г) дрянь, три вокзала.

Восточная мудрость тантры подразумевала слияние в экстазе двух разнополых субъектов путём энергетического кольца. Со стороны это выглядело примерно так: поток энергии падает из космоса прямиком на мужскую грешную голову, протекает через туловище и в переработанном, окрашенном личностью виде вырывается огненным лучом из его половой чакры, попадая (а вы как думали?) аккурат в соответствующий женский центр вечной жизни. Далее поток идёт вверх, также пропитываясь женской сущностью, фонтанчиком бьёт из макушки, возвращает мужчине затраченную энергию, и так до бесконечности. По некоторым источникам, поток проходит в обратном направлении, преемником космических струй является девушка, но не всё ли равно, кто начинает, главное - система работает и все получают удовольствие. Да, тантра - не просто секс, а глубоко мистическое времяпровождение. Обидно, что в хипповской традиции этот новаторский метод частенько подменялся откровенными картинками Кама Сутры. По всей Америке конца 60-х наплодилось неимоверное количество курсов, сект, кружков, где новоиспечённые гуру учили новобранцев отдаваться по науке. Местечковая тантра представляла собой чудный сплав из китайской и тибетской мистики, психоаналитических исследований, теософии, спиритуализма и квантовой механики. Выпускники таких курсов додумывали чуть-чуть своего, открывали дело, обучали молодняк - цепная реакция.

В связи с тантрическми совокуплениями всплыл ещё один забытый персонаж - Гурджиев, наш опальный соотечественник, обласканный Западом. Чёрный учитель, тот ещё манипулятор сознанием, полюбился хиппам своими техниками якобы лечебных плясок голышом. Склонность же хиппи к "телегам" (пространным рассуждениям на философские и жизненные темы) определила популярность лекций Гурджиева, услужливо записанных его учениками.

Другой печально известный гуру 60-х Тимоти Лири - во все тяжкие рекламировал ЛСД и даже создал "Лигу Духовных Открытий", чтобы добиться легализации кислоты в качестве ритуального вещества по примеру индейской Церкви Исконных Американцев, которой было разрешено использование пейота (галлюциногенной вытяжки из мексиканского кактуса) в религиозных церемониях. Власти не перенесли оригинальности мышления Лири, наградив гения букетом из тюремных сроков различной протяжённости по всевозможным обвинениям. С трудом отмотав несколько лет, разбавив тюремную скуку побегом в Алжир, Лири-таки отсудился и с новой силой заголосил: "Turn on! Tune in! Drop out!" (что по-русски означает примерно: "Закидывайся! Врубайся! Отъезжай!").

Вообще тяга к учительству стала такой же приметой секс-революции, как длинные патлы и нудистские пляжи. Тантра научила молодняк нормально двигаться, не стесняться своего тела, разновеликие гуру подкрутили им мозги, рок-музыка облагородила переживания.

Годы шли, хиппи матерели, умнели, седели (лысели). Кое-кто занялся делом по душе, заработал кое-какую денежку, но не стал посылать её, как в старые добрые времена голодающим детям Мозамбика. Не сложил из денежки кораблик, не использовал её в туалете, а (сказать страшно!) положил в банк под проценты. В этот момент рок-н-ролл умер, хиппи "отбросили тапки", и на свет божий вышел новый класс -

ЯППИ.

Янг профешиналз. Молодые профессионалы. Вначале - только техническая элита. Люди, которые делают что-либо со значением этого самого дела и получают неплохой результат, выраженный в денежных знаках.

Те же люди, что пять лет назад скакали по зелёным лугам, добровольно заточили себя в бетонные коробки, где при электрическом освещении, в окружении компьютеров, секретарш и гамбургеров производили некий высокопрофессиональный продукт.

Очень просто: невозможно жить праздно, невозможно, накопив интеллектуальный багаж, имея идеи, не сделать НИЧЕГО. Этот вечный праздник стал напоминать тюрьму. Устаёшь от жизни в коммуне (" всё кругом народное" - нравится только в ранней молодости), устаёшь от людей, от общения, от того, что кто-то постоянно берёт твои любимые вещи. Сколько можно быть перекати - полем? Хочется иметь семью, хочется видеть жену, кормящую ребёнка грудью в мягком кресле - не на обочине просёлочной дороги.

Музыканты - флагманы свободной любви также втихую ушли в тёмные студии. Прежде бесшабашная, "грязная" живая музыка рок-сейшенов под открытым небом сменилась электронными шумами и синтезаторами. Состояние сопричастности ("Мы вместе!") угасло, возникло искусство видеоклипа и новое удовольствие - посмотреть-послушать тихо, в одиночестве. Пофантазировать.

Что же яппи сделали с сексом? Ничего плохого. Оставив прежнюю раскрепощённость (смотрите дешёвые американские фильмы), профессионалы увели его с рок-концертов и городских площадей в квартиры, спальни, на худой конец - в офисы (при закрытых на ключ дверях). Как-никак таинство.

От хипповских безумств яппи в наследство достался этот "урод перестройки" -

ФЕМИНИЗМ.

В одном из западных женских журналов конца 60-х на обложке изображена девушка в красном. Устало прислонившись к стене, она прикрыла глаза. Под фото - слова:

"Я принимала пилюли, я вздёрнула юбку до бёдер, я спустила юбку до щиколоток, я взбунтовалась в университете, я обругала американское посольство, я жила с двумя мужчинами, вышла замуж за одного, я зарабатывала свой хлеб, я сохранила свою личность, а откровенно говоря, я заблудилась."

Всё это правда. Женский бунт против общества мужчин безнадёжен и вызывает раздражение так называемой "прогрессивной общественности", сплошь составленной из мужиков. Однако женщина вышла из эры хиппи окрепшей. Яппи деловито запихали её в офис (преимущественно в обслугу), но она не умерла, продолжая наводить секс-фурор (см. фильм "Основной инстинкт и т. п.). Феминистические организации по сей день "бросают в воздух лифчики".

Остаётся только пожалеть тех мужчин, что затеяли весь этот раскрепощенческий кавардак. За что боролись, на то и напоролись. Круг замкнулся. Вертлявых юношей с женскими причёсками сменили супергрубые девушки-панки, а буквально через несколько лет на гребень моды вознеслись романтики. Мальчики в пиратских рубахах с грудами кружев. За ними последовали люди-роботы с их угловатыми брейк-танцами, и так до бесконечности...

Любовь же в процессе этих перемен становилась всё холоднее и отчуждённее, достигнув в наши техно времена предельно низких температур. Нынешний молодняк: хиппи, панки, кислотники, байкеры, рокабилли, яппи (все в одной упряжке) не спешат задушить в объятиях первого попавшегося - симпатичного на взгляд субъекта. Вместе с терпимостью к стилю жизни и образу мысли другого в моду вошёл некоторый цинизм. Не хочешь - не надо, не любишь - ну что ж, уйду к другим или (что популярней) останусь один. 90-е - идеальные для одиночек за компьютером, за письменным столом, в библиотеке и на дискотеке. Клановые принципы они обменяли на собственное право выбора, и что одолжить у хиппи-яппи, предпочитают решать сами. Зона чувств, всласть нараспахивая двери, вновь слегка задёрнула занавески. И если человек за ними оказался чуть естественней, чуть свободней - значит, кое-что в секс-революции было не напрасно.