вместе2

Альтернативное отношение к творчеству


Сарра (гр. "Время Ч", Москва),
Аврора (гр."Двигатели революции" Н.-Новгород) тоже согласна.

Статья о нестандартных отношениях.

Один человек попросил меня написать песню. Принес стихи. Я отказалась, мотивируя это низким качеством предлагаемого материала. Человек настаивал. Я взялась отредактировать предложенный текст. Буквально через 15 минут стало понятно - лучше написать новый и не мучиться. Но… Человек с этими стихами преследовал меня. Я решила сделать пробную версию - потом выяснилось, что она похожа другую песню, которую я тогда ни разу не слышала - просто и я, и ее автор дышали одним и тем же воздухом. Необычный сюжет - главный и единственный герой - Ян Жижка, герой гуситской войны, ослепший в бою полководец, одержимый идеей победы - добра над злом.

Воин вел войска от победы к победе,
Он видел кожей, когда глаза были слепы.
А после смерти он стал барабаном –
Услышав его, крестоносцы бежали на запад.

Потом стало ясно, что здесь ни музыкой, ни стихами не поможешь - дело в другом, нарисовалась страшная картинка - человек с идеей внутри себя, что бы он ни делал, эта идея ведет его от победы к победе, видит его глазами, глядит из пор его кожи. Здесь уже не имеет значения никто и ничто - ни другие с их "здравым смыслом", ни он сам со своей жаждой жить. Песни так и не получилось.

Эта статья о нестандартных отношениях - между людьми, к людям, к этому миру, к себе. О тех, чьи взаимоотношения не вписываются, да и не могут быть вписаны в рамки стандартных - музыкантах, художниках, литераторах и прочих людях творческой направленности. О тех, кого считают неполноценными и даже психически ненормальными из-за того, что они не хотят жить так, как предписано, не хотят соответствовать пресловутым американским "критериям
успешности". О каких "объективных критериях оценки" можно говорить, если данный человек уже и не человек вовсе, а носитель идеи, он ею всецело поглощен и вынужден ей служить.

Многие чувствуют свое предназначение, и следуют ему. Это, наверное, сложно, потому что многие не выдерживают, и, в итоге, приходят к обычной жизни - работа-дом-работа-могила. Тому в истории мы тьму примеров слышим - некоторые поддаются на уговоры "близких" - мол, музыка только до 20 лет, ты уже взрослый, пора делом заниматься. Вот он и начинает работать, деньги, закономерно женится, дети. Реактивный невроз, алкоголь, потому что кроме
музыки, на самом деле, ничего ему не нужно, а к ней вернуться уже невозможно. А та, что когда-то была восторженной поклонницей, цинично бросает: "Тоже мне, носитель идеи нашелся, вечно пьяный…".Ее тоже можно понять, не оправдались надежды, как же так, музыкант, светлая личность, казалось бы…

Очень часто мы видим набившее оскомину противопоставление - цивилы - неформалы, обыватели - творческие люди. И начинают их между собой сравнивать, поливая грязью поочередно то одну, то другую сторону. Надоело! Слышать снисходительное: "Они же хорошие, творчеством занимаются… Только вот, наркотики кушают". Еще приятно поражают так называемые "перебежчики" - вот сидит он с утра до вечера в офисе, дослужился там до менеджера среднего звена, ему там нормально вроде, да скучно стало, экзотики захотелось - решил музыкантом побыть, набрал "состав", играет что-то. А потом удивляется - почему же не получается-то ничего.

Нет, искусство компромиссов не терпит. Вспомнила, они это еще хобби называют, приходишь к ним на работу устраиваться, а они спрашивают: "Есть ли у Вас хобби?"

Нет, мир творческих людей - это совершенно другое общественное образование, имеющее свои законы, порядки, стереотипы. Это ни в коем случае не альтернатива обычному миру, и не питомник для наркоманов и тунеядцев. Здесь деньги - средство для существования, создание возможностей к творчеству. Человек, так или иначе тянется к прекрасному, но почему-то не понимает, что для создание так называемого прекрасного требуется время, средства и душевные силы.

Отсюда и осуждение обывателями тех, кто играет на улицах, в переходах, в общественном транспорте. А те, кто там играет, в свою очередь осуждают тех, кто работает с утра до вечера. А может быть, те самые обыватели, которых так не любят хиппи, как раз и совершили духовное самоубийство, запихнув себя живьем в общественную машину. Это сложнейший шаг, я много раз пробовала - не вышло.

С другой стороны, если взять неформальный образ жизни - дорога, холод, вписки неизвестно где и у кого, музыка на стриту - стоишь, орешь одно и тоже, главное, чтобы денег хоть чуть дали, постоянное чувство опасности или ненужности. В некоторых источниках это романтизируется, на первых порах мальчики и девочки стремятся стать свободными от одних стереотипов, заменяя их другими. Я тут на последней Радуге услышала такое: "Не надо петь здесь эти песни, они не в формате Радуги". А где же свобода, к которой все так стремятся? Просто переход из одного лагеря в другой.

А какая грызня и зависть наблюдается среди так называемых неформалов, когда они видят, что кто-то лучше, кто-то что-то может сделать, а не сидеть в болоте, и не ныть, как же так, хиппи плохо. Короче говоря, нет здесь ничего нестандартного, пока стоит этот мир, люди будут примыкать то к одной категории, то к другой. А творческие люди, я еще раз повторю, и не люди вовсе, а носители идеи. Пусть лучше будет такая категория, а не другая, потому что ко всем другим слоям общества уже придумали правила - как есть, как пить, с кем спать и пр., а для них еще нет.
Вот хотела статью о нестандартных отношениях написать, да как и стой песней - не вышло.