вместе3

Альтернативные города

Аффект & Глинская Н. with a little help from Митя Косяков

Красноярск


Статейка эта написана человеком, принадлежащим к конкретной обособленной "тусовке", с несколько ограниченным кругом общения и недостаточно внимательным к социологической, исторической и прочим подобным сторонам описываемых здесь вещей, людей и событий. Так что абсолютно верно, если статья покажется кому-то неточной и излишне субъективной - автор описывал видимое им "со своей колокольни" в самом истинном смысле.

Красноярск, собственно, - вполне стандартный промышленный сибирский город с околомиллионным населением, располагается на реке Енисей, которая издревле привлекала туристов всех мастей и любителей отдыха на природе.

Славен также своими горами (заповедник "Столбы", например, который ещё будет упоминаться ниже). Если вам взбредёт в голову погостить здесь - не ищите чего-то особенного в плане хорошей тусовки или "культурных мероприятий" - т.к. самым приятным и продвинутым в этом плане остаётся Новосиб, ну, в крайнем случае Томск, а вот у нас… Есть конечно некоторые достопримелькательности и …порох в пороховницах, но видимо, все на эти все вещи давно забили. О чем это я? Так называемая неформальная культура тут носит болотный оттенок и многим приезжим это заметно, особенно тем, кто оставался тут надолго. Собственно, таких городов на самом деле много, но моя задача, видимо, будет состоять в том, чтобы беспристрастно описать вышеупомянутые достопримечательности.

Можно начать с движения толкиенистов, ведь толкиенисты или вернее, "ролевики" - привычное явление в жизни юного Красноярска. Далее в рассказе будут использованы отрывки из специальной статьи, посвященной этому движению здесь.

"Итак, началось всё в далёком 1990-м году и не где-нибудь, а именно у нас, в Красноярске. Группа студентов только познакомилась с творчеством английского писателя Джона Рональда Руэла Толкиена. Сказочный мир Средиземья, описанный в трилогии "Властелин Колец" притягивал своей красотой и загадочностью. Врядли нынешнему поколению "ролевиков" о чём-либо скажут имена Торин, Феникс, Элендил и Канцлер, а между тем это были первые люди в нашем Отечестве, поднявшие флаг толкиенизма. Они были организаторами и идеологами первых хоббитских баталий. Тогда всё было гораздо проще и бесхитростней, без вычурных костюмов, заумных правил и достоверного оружия, зато каждый из участников точно знал, зачем он приехал и кого он собирается играть.

Шли годы, схлынула первая волна игроков, за ней вторая, третья и так далее. Многое изменилось с начальных времён (толкиенисты ведут собственное летоисчисление от 1990-го года, когда прошли первые игры). Для понимания теперешней ситуации необходимо различать понятия "толкиенисты" и "ролевики". Первые являются почитателями (и следовательно, читателями) книг Толкиена: "Хоббит", "Властелин колец" и "Сильмариллион". То, как они выражают свою любовь к этим произведениям, уже второстепенно. Они могут ездить или не ездить на игры - это всё равно. А вот "ролевикам" зачастую до всей этой литературы дела нет, они именно занимаются выездными баталиями.

Высокохудожественные и глубоко философские произведения Толкиена изначально удовлетворяли нравственные искания потерянного поколения восьмидесятых, но на смену ему явилось новое поколение с гораздо меньшими духовными запросами.

Сходите на "поляну" возле ГосУниверситета, привычное место воскресных встреч и тренировок ролевиков. Вы увидите очень много маленьких детей в футболках "Ария" с самодельным оружием в руках. Но не обольщайтесь, все эти пластикатовые и текстолитовые клинки они делали не сами: теперь оружие можно за деньги заказать у мастеров. Вот и приходят эти "юноши бледные со взором горящим" на поляну чтобы скрестить дорогостоящие игрушки в жарком, но жалком бою.

Итак, нам превосходно известно прошлое ролевой тусовки. Бывшие корифеи из тех, что не покинули движения, постарались занять места потеплее: кто организовал клуб исторического моделирования, кто подался в другие города и преуспел там в создании игровых объединений, а кто занялся "вооружением" новичков. Но в чём же будущее ролевых игр?

Судя по опыту заграничных собратьев, у российских бойцов есть три пути:
1) Французский. Потешный незатейливый отдых с друзьями на природе.
2) Американский. Дорогостоящее развлечение для тех, кто может себе позволить. (В Красноярске наблюдается тенденция к повышению взносов за игру и требований к костюмам и оружию)
3) Финский. Воспитательное мероприятие для подрастающего поколения, устроенное при поддержке властей. Путь наиболее желательный но почти никем не зримый.
Но в каком бы направлении ни двинулась наша "толкинутая" тусовка, она уже никогда не будет прежней…"

Не очень оптимистичный очерк, на мой взгляд, отражает именно то, что я хотел выразить, говоря о прочих контркультурных сферах местной жизни.


…А в музыкальной среде всё идет своим ходом. В 90-х годах существовал ряд групп, создававших погоду на местной сцене, на смену им со временем пришла иная волна, но ничего особо выдающегося здесь не видно, по крайней мере, давайте не будем затрагивать проблемы здешнего "мейнстрима", попсы и "тяжеляка" - у них свои заморочки, у нас свои.
Т.е., существует некий андеграунд, вернее даже ряд групп, стремящихся как-то скрасить серость местной и не только музыкальной жизни, не забывших принципы бескорыстного творчества и следующих каким-то идеалам.

Я знаю некоторых людей, о которых не грех будет упомянуть в данном повествовании, т.к. знакомство с ними повлияло на меня довольно сильно. Например, Артем Яковлев из группы "Полдень", которая ведет хоть и полулетаргическое существование, но всё же делает много хорошего в плане моей любимой музыки. Полуакустический фолк, то хорошее, что осталось сейчас от т.н. "русского рока" - под скромным названием трудится чуть ли не коллектив молодых авторов, среди которых вышеупомянутый товарищ.

Впрочем, так ли уж мало у нас талантов, и не обо всех ведь известно - среди одних только бардов насчитывается довольно интересных людей. Кстати говоря, местный клуб авторской песни - ещё одна здешняя примечательность, но о нем я, к сожалению, ничего не знаю, кроме лестных и не очень отзывов побывавших в нем. Насчет чуваков с гитарами и проч. - весной обычно проводится манский турслёт (на реке Мана, притоке Енисея), по размаху сравнимый чуть ли не с Вудстоком. В последнее время народ стал устраивать и фесты "Манский Плёс" с электричеством и байкерскими шоу - и это местами не так уж плохо!

Не говоря уж о том, что Мана очень ценится всеми любителями природы, которая, честно говоря, в Красноярском крае просто замечательна. Но мы несколько отошли в сторону, теперь я, если угодно, расскажу ещё о некоторых персонах, стоящих отдельного упоминания.

Среди неплохих старых музыкальных команд я выделю, скажем, две наиболее симпатичные мне - это "Корабль Дураков" а также проект "Второе Внимание". Последние экспериментируют с этнической музыкой, инструментарием и составами, поэтому основными членами её являются только несколько человек, ещё не старых, но довольно зрелого возраста музыкантов - прежде всего это Сергей Бозин, также Нина Турко, Алексей и Татьяна Матнины, и много-много разных появляющихся музыкантов всех специализаций и возрастов. Проект выпустил две книги текстов и стихов (плюс интервью и иллюстрации), записал несколько работ, прочно обосновался в Нашем Народном Театре, устраивает квартирники и утренники и имеет определенную элитарную популярность.

"Корабль Дураков" - полуакустическая рок-группа, существовавшая ещё в конце 80-х и уважаемая многими по праву. В "Рок джаз кафе", а также понтовых клубах "Че Гевара" и "Havana-club" можно услышать милые сердцу любого рокабила хиты 60-х в исполнении местной команды "the Rockfellers". Кстати, насчет клубов и объединений - недавно открылся-таки свой рок-клуб, где обещается быть только настоящий рок-н-ролл без потуг на всякую "альтернативщину" и провинциальный "хевиметал". Ну-ну…

Другие ассоциации, на мой взгляд, почти ничего полезного не делают, из известных, например - "рок-лаборатория". Весь "промоушн" для самых-самых групп заключается в прокрутке по "Нашему радио" да участием в сборниках типа "Время М", именуемых между нашими "временем мудаков".

Местные панк-группы делают своё дело, но они малочисленны и слабы, а основная часть - просто такая же пластмасса как и остальное. Панк и хардкор, впрочем, ещё как катит среди здешней аудитории, но никто и слухом не слыхивал о D.I.Y., стрэйт-эйдже и идеологических формах протеста - всем наплевать. Но и на фоне всего этого, оказалось, появляются
хорошие и нужные в наше е…нутое время люди.

Я лично познакомился с начинающей и очень душевной неоромантической группой, к сожалению, названия не упомню, а также знаю совсем молодых проповедников гаражного рока и… честного творчества, полугранжевую группу Dante Кома, лидеры которой мечтают создать стоящую альтернативу местной сцене, чтобы поднять в окрестностях нашего края хоть какое-то Движение (кстати, у группы есть сайт http://dantekoma.narod.ru/).

Не грех будет упомянуть на страницах этого издания и очень неординарную (по местным меркам в особенности) команду Люкс-Фиат, пожалуй, единственную здесь хиппистскую рок-группу, заражающую своей психоделической аурой и обладающую весьма нехилым потенциалом, выражающимся в офигенных джемах и импровизациях, нетривиальных
текстах и экспериментах со стилистической окраской (от жесткого "гаража" до джаз-авангарда и фолкрока). Услышать их можно там же, где и всех, только не на "пионерских" сейшенах и не среди антагонистических групп. Периодически, например, в том же "Джаз-рок-кафе" или Народном Театре. Только вот в основной массе народ здесь непривычен к такой музыке, хотя у группы достаточно своих почитателей…

О людях. Среди местной неформальной молодежи немало тех, кто занимается стритованием. Для некоторых это и образ жизни, для некоторых хобби. Стритовщиков, а также художников можно встретить возле Стакана (сквер у "Детского мира"), или на ул. Маркса возле ЦУМа, в месте прозванном каким-то журналистом "красноярским Арбатом".
Иногда среди них встречаются очень интересные люди, а вот среди обычных тусовщиков полно просто полусумасшедших или алкоголиков. Для стритования, правда, полно и других мест в городе, однако левый берег более благоприятен нежели правый, с его рабочими кварталами и всеми вытекающими. Далее мы расскажем вам о представителях различных, как говорится, молодёжных субкультур.

Существует, например, местная ассоциация байкеров, которая именует себя "Iron Angels". Осенью я самолично часто общался с её представителями (или просто свободными байкерами), которые собирались на площадке с фонтанами по ул. Мира, где, кстати говоря, проводятся концерты в честь Дня Города (в августе или сентябре).

Всяческих неформалов, экстремальных чуваков можно встретить на концертах в Парке Горького, иногда возле Культурно-Исторического Центра, где, кстати, проводится т.н. Музейная Ночь, о которой подробнее можно узнать на сайте клубной молодежи "Cluber.ru". Суть её состоит в том, что однажды музей работает ночью и в нем устраиваются всякие глобальные культурные мероприятия, на заданную тему. Причем можно там встретить и музыкантов, и художников и бог еще знает кого, посмотреть и поучаствовать в интерактивных выставках, перфомансах и пр.

В прошлом году организацией Искусство Жизни при поддержке тех-то и тех-то был устроен благотворительный концерт в честь Дня Мира, который теперь будет отмечаться каждый год, как и везде, 21 сентября. В нем приняло участие немало пацифистски настроенных товарищей, и я даже не ожидал увидеть здесь столько людей…
Кто ещё есть кроме байкеров, панков, фриков-клаберов и готов, например?

Говорят, есть у нас хиппи, но лично я мало кого знаю, кроме своих товарищей, настроенных подобным образом, да кучи эльфов из толкиенистов, причём, как правило, это девушки. Иногда встречаешь на улице ностальгирующих модников, но на самом деле они явно далеки от истинных цветочных идеалов. Олдовые - да, есть и такие. Честно говоря, некоторые из них могут уже не считаться хипами, т.к. ушли слишком далеко или наоборот, никуда не двигаются с места. Ряд людей пожелали остаться неизвестными, однако есть и более общительные. Например, Бермуд - древний алкоголефил и перкуссионист ( в своё время играл во "Втором Внимании"). Эпизодически его можно встретить и на Стакане.

Сэм с Сойкой наверняка знакомы многим, кто был проездом у нас или в Дивногорске (это такой малюсенький городок, откуда часто ходят по трассе). Живут (с тремя детьми) в Академгородке, ездят с концертами (проект Терем-бор) и вообще хорошие люди. Есть еще крэйзовый толкиенист Бомбодил, один из старых ролевиков. Один мой знакомый, Сергей, (одно время, до переезда у него была постоянная вписка) каждый год берёт отпуск именно на Рэйнбоу, привозит заодно кучу отборной <…> которой потом хватает надолго…
Кого ещё упомянуть? Я не знаю…

Есть отдельная тусовка спелеологов, которые лазят в пещеры, выпускают самиздат "краснодырск"; в основном же все более-менее способные красноярцы обязательно хоть раз в жизни посещали заповедник Столбы. Столбисты тоже очень прикольные люди, хотя это уже отдельная тема...

Страница про Искусственные ночи Красноярска: https://www.hippy.ru/isno.htm