вместе5

Варианты духовного поиска

Борис Волчек

О «постсоветской тантре»

Очень интересный материал. В нем затрагивается много проблем и сторон нашей жизни. Что-то вызывает согласие, а с чем-то хочется поспорить. Я остановлюсь на последнем.

Автор, на мой взгляд, справедливо пишет о том, что в нашем обществе сексуальность не вызревает, и почти тут же пишет о юношах и девушках с естественной сексуальностью, а откуда им взяться?

Я за всю свою жизнь не встречал ни одного человека с вызревшей с детства естественной сексуальностью и сам ею не обладаю. Мой опыт показывает, что все поэтические критерии естественной сексуальности – «обыкновенного чуда», – проявляются в реальности в виде проблесков гармонии, постоянному присутствию которой часто мешает внутренний диалог (подымите руку, у кого он отсутствует). Поэтому считаю, что сексуальные проблемы в разной степени могут быть у кого угодно. И потому тантрические семинары, претендующие на то, что там эти проблемы разрешаются, могут заинтересовать любого человека.

У автора остался нераскрытым вопрос о том, что собственно мешает реализовать заявленные «духовные» цели.

Так что на этих семинарах собственно происходит, и откуда мне об этом известно…

Однажды в Харькове я был на двухдневном семинаре телесно ориентированных техник осознания. На второй день там начались элементы игры с сексуальными энергиями – люди стояли в круге, и им предлагалось ласкать своего соседа по правую руку и сохранять осознанность. Через какое-то время я почувствовал, что теряю не только осознанность, но и просто хорошее настроение, и вышел из круга… Кроме того, я смотрел записанные на видео семинары Тетерникова, Лапина и других, чьих имен уже не помню. На этих семинарах (разумеется, это сильно упрощенное описание) иногда в общем кругу, иногда попарно, люди ласкают друг друга или как-то еще сексуально (без акта) взаимодействуют, при этом тренер предлагает сохранять осознанность, которая и должна по идее, интегрировать сексуальные переживания в нечто большее. Возможно ли это?

Теоретически – да. Практически – не знаю… Может действительно для пожилых людей, – у них не такая «горячая кровь»… И допускаю, что там может быть и молодой человек, один из сотни, для кого это возможно, но я и такого не видел…

А все, что я видел, это в лучшем случае массовый транс, а чаще всего разнузданность страстей. И то и другое – глубоко бессознательные состояния. Почему же так происходит?

Я думаю, что когда на такой тренинг впервые попадает юноша или девушка, то они приносят с собой много разных защитных психологических барьеров, выработанных, чтобы не было очень больно, при столкновении с реальной жизнью. У такого человека есть жесткие границы – чего можно, а чего нельзя. Такая защита позволяет сохранять в разных ситуациях относительный комфорт. И она в той или иной степени осознается. И такой человек в народе зовется «закомплексованным».

На тренинге тем или иным образом постулируется, что эти барьеры будут сняты и произойдет раскрепощение человека (оговорюсь: я не знаю, нужно ли их снимать).

Мне представляется, что в таких условиях и для подавляющего большинства это невозможно. Так как каждый зажим, комплекс и каждая защита требует большого времени, чтобы их можно было хотя бы подробно разглядеть в себе, не говоря уже о том, чтобы гармонично преобразовать во что-то с качеством свободы…

Когда все трутся обо всех, происходит насилие над психологическими границами человека, появляются сильные чувства вины, стыда, стеснительности и неудобства, в общем, он ощущает очень болезненный сильнейший дискомфорт… и чтобы восстановить привычное комфортное состояние, человек вынужден мгновенно что-то предпринять в своем внутреннем пространстве.

Относительно тонкие и болезненные чувства вины, стыда, стеснительности и неудобства, остатки нежности просто нещадно давятся, а на их место приходят грубые, зато пока безболезненные качества: цинизм и равнодушие (пофигизм) и разнузданные страсти, являющиеся, по сути, еще более сильной защитой. Кроме того, плотный телесный контакт (с сексуальным оттенком) более чем с одним человеком, практикуемый на таких тренингах, резко снижает возможность осознания происходящего из-за недостатка времени, непривычных ощущений и очень сильных эмоций, а торжествующий стадный инстинкт сводит эту возможность почти к нулю.

Таким образом, человек не только не раскрепощается, но еще больше зажимается. При этом он перестает свой зажим не только осознавать, но и замечать, цитируя автора: «становится продвинутым». Зато такое состояние сознания становится заметно для посторонних:

Когда я был на семинаре Випассаны, где кроме постоянной практики еще положено 9 из 10 дней молчать и ни с кем не общаться. С удивлением обнаружил отдельную группу держащихся вместе людей разных возрастов. Они отличались тем, что сохранили (остальным это «не удалось») на десятый день «масляный» (полный желаний) взгляд. Это меня удивило. Позднее в разговоре с ними выяснилось, что все они – завсегдатаи лекций и семинаров Лапина. Могу из этого сделать вывод, что встреченные мною люди не только не трансформировали секс, а даже не освободились хотя бы от озабоченности им. По сути, они стали настолько озабоченными, что даже Випассана оказалась бессильной им хотя бы временно в этом помочь. При этом, на мой взгляд, Випассана один из лучших методов трансформации и таких проблем тоже.

И все-таки, возможна ли осознанность и в сексе для «закомплексованного» человека практически? Думаю да. Но желательно наедине с тонко чувствующим партнером, который не станет «задевать» его комплексы. А что касается тренинга, то в моем представлении, такой семинар должен длиться месяца три, без перерыва, с глубокой и тонкой индивидуальной работой с каждым из пришедших… Не знаю, как насчет трансформации секса, но при соблюдении определенных условий добиться освобождения от маниакальной озабоченности им, думаю что возможно.

Страница Бориса Волчека: https://www.hippy.ru/left/vbob/