hippy.ru

 

Страница Янки Дягилевой

Летопись

Катя Полетаева

Статья Смеагорла про вечер памяти Янки в ШЮФе

 

 

 

 


9.05.2007 Памяти Яны Дягилевой

Текст Кати Полетаевой

В конце марта я думала над докладом для организованного Сашей Малиновским вечера, посвященного Янке. Это очень сильно сверлило голову. Чтобы отвлечься, вышла погулять с фотоаппаратом. То, что я увидела вокруг меня отнюдь не отвлекло, зато доклад я все-таки сделала. Саша, когда еще только задумывал идею вечера, осенью, столкнулся со мной у нечетного лифта (мы с ним всегда там случайно встречаемся, как редко я ни бываю в университете) и сказал, что хотел бы, чтобы в возможных докладах прозвучало что-то о том, что сейчас значит Янкино творчество . Он нашел у меня горячий отклик.

После того мартовского вечера я пролежала пару суток, с трудом обретая возможность двигаться, собирая мироздание воедино. Вот и делай теперь доклады по принципу дезориентации.

Вчера утром я редактировала его под надрывающийся у меня под окном прямо на футбольном поле марш духового оркестра с горланящим певцом. Каких-то детей, смотрящих на это, строили в шеренгу. Вместе с событиями последних дней, когда правозащитников, подошедших к отделению, винтят и избивают, омон хватает проходящих рядом с несостоявшимся конопляным маршем зевак, а Любаву увезла скорая с сотрясением мозга, после того как она, просто фотографируя перед зданием суда, получила в висок от свидетельницы (предположительно ментессы), которая еще и принялась ее душить... Весь день звенели в голове Любавины строчки из песни про Есенина "А кому не свистели, в кого не стреляли?"

Что значит Янка сейчас? Неравнодушие.

* * *

Одним из основных способов построения текста у Янки является принцип дезориентации, нарушение привычных смысловых связей и демонстрация несостоятельности, шаткости представлений о мире, который разваливается на части от малейшего прикосновения.

Можно выделить:

1. Мотив подмены, вместе с которым появляется предательство, продажа, обман:

Песня «Декорации», «в темноте пинать резиновое солнышко», «теоретических пророков, напечатанных богов».

Вместе с этим появляется мотив предательства, продажи, обмана:

«продана смерть моя», «проданный рок», «объясняли женихи что почем», «обманули дурачка».

2. Мотив бессмысленности любых действий, абсурда:

«нас убьют за то, что мы гуляли по трамвайным рельсам», «некуда деваться», «обставить наш бред», « кидай свой бисер перед вздернутым рылом», «за какие грехи задаваться вопросом зачем», «утонуло мыло в грязи», «убили меня значит надо выдумывать месть».

Лексически это подчеркивается употреблением оксюморонов:

«антивоенная армия, антипожарный огонь», «изначальный конец».

3. Мотив безвременья:

«столетний дождь», «зима да лето одного цвета», «не начинается весна», «боевая ничья до поры остановит часы и слова», «наше время истекло», «в безвременном доме за разумом грохнула дверь».

4. Эсхатологические мотивы:

Потоп - «придет вода», пожар – «горит картон», «А глумливое пророчество // Настоящим заверяется // Все проверено все сходится // Змей-Горыныч всех убил и съел». Картины всепоглощающего горя вокруг. Мотив тьмы: «в темноте, раскинуть руки во сне, чтоб не запнуться во тьме)

5. Метафора понимается буквально:

«Ломать башку на бегу» (раскрытие устойчивого выражения «сломя голову»), «в холодный пот – расходятся круги» («бросило в холодный пот»), «побежали глаза» («глаза разбегаются»).

6. Мотив страха:

«очень страшно засыпать», «лай, сияние страх».

Стоит отметить мотив страшного веселья:

«втирает стекла веселый черт», «солнышко смеется громким красным смехом», «сцепились, хохоча колечки бед».

7. Есть особенность динамики – напоминающей снежный ком - она чаще всего идет по нарастающей.

«колесо вращается быстрей», «дальше - больше».

«А по весне на стене вырастут волосы // Да как же так?»

Дойдя до этой цитаты, я бы хотела провести неожиданную аналогию с парой цитат из кульминационного фрагмента «Тошноты» Сартра:

«Или какая-нибудь мать взглянет на щеку своего ребенка и спросит: "Что это у тебя? Прыщик?" – и увидит, как щека вдруг припухла, треснула, приоткрылась и из трещины выглядывает третий глаз, смеющийся глаз».

«А один из них почувствует, как что-то скребется у него во рту. Он подойдет к зеркалу, откроет рот – а это его язык стал огромной сороконожкой и сучит лапками, царапая ему небо. Он захочет ее выплюнуть, но это часть его самого, придется вырвать язык руками».

«Тот, кто заснул в своей мягкой постели, в своей теплой, уютной комнате, проснется голым на синеватой земле в шумящих зарослях детородных членов – красные и белые, они будут устремлены в небо, словно трубы Жукстебувиля, и огромные их мошонки вылезут из земли на поверхность, мохнатые, похожие на луковицы. А над фаллосами будут кружиться птицы и клевать их своими клювами, и из них будет сочиться кровь. И еще из ран потечет сперма, медленно, вяло потечет смешанная с кровью сперма, студенистая, теплая, в мелких пузырьках. Или ничего этого не случится, никаких явных изменений не произойдет, но люди проснутся однажды утром и, открыв ставни, удивятся какому-то жуткому смыслу, который внедрился в вещи и чего-то ждет. Только и всего, но стоит этому хоть немного продлиться, и люди сотнями начнут кончать с собой».

В этой квинтэссенции экзистенциалистского раздрая я угадываю зачатки того самого мышления, о котором говорила в связи с творчеством Я.Д. Это не сравнение, выявляющее прямые текстовые связи (сложно сказать – читала ли Янка Сартра, скорее всего, нет). Но картина мира, в которой теряются все принципы, в которой страх существования все время находится рядом, а человеку не за что цепляться (мир, развалившийся без упраздненного принципа безусловного добра) – это есть сознание человека второй половины двадцатого века. Человека, который не может осознать все то, что происходит на многомиллиардной планете как относящееся лично к нему и поэтому вообще перестает осознавать что-либо, оказывается выключенным из жизни. Попытки осознания – приводят к абсурду, система ценностей превращается в профанацию, человек перестает брать на себя ответственность за свое существование.

Культура пока этого не преодолела, хотя необходимость, кажется, очевидна.

Сартр указал на выход в творчестве – соразмерном страдании, снимающем невыносимость существования. У Янки хорошее – связано только с мечтами, снами, сослагательным наклонением. Из реального – искать прощения.

P.S. from L: сегодня состоится поэтический вечер - мы будем читать сихи Янки и стихи её любимых поэтов. Стрелка на Пражской в 19:00, в центре зала.

Болит голова. Это просто болит голова
Стоять и смотреть - это просто простить и молчать
Крестом и нулем разрешились пустые места
В безвременном доме за разумом грохнула дверь
Рассыпалось слово на иглы и тонкую жесть
А злая метель обязала плясать на костре


[1]