Летопись Катя Полетаева Статья Смеагорла про вечер памяти Янки в ШЮФе
|
9.05.2007 Памяти Яны Дягилевой Текст Кати Полетаевой В конце марта я думала над докладом для организованного Сашей Малиновским вечера, посвященного Янке. Это очень сильно сверлило голову. Чтобы отвлечься, вышла погулять с фотоаппаратом. То, что я увидела вокруг меня отнюдь не отвлекло, зато доклад я все-таки сделала. Саша, когда еще только задумывал идею вечера, осенью, столкнулся со мной у нечетного лифта (мы с ним всегда там случайно встречаемся, как редко я ни бываю в университете) и сказал, что хотел бы, чтобы в возможных докладах прозвучало что-то о том, что сейчас значит Янкино творчество . Он нашел у меня горячий отклик. После того мартовского вечера я пролежала пару суток, с трудом обретая возможность двигаться, собирая мироздание воедино. Вот и делай теперь доклады по принципу дезориентации. Вчера утром я редактировала его под надрывающийся у меня под окном прямо на футбольном поле марш духового оркестра с горланящим певцом. Каких-то детей, смотрящих на это, строили в шеренгу. Вместе с событиями последних дней, когда правозащитников, подошедших к отделению, винтят и избивают, омон хватает проходящих рядом с несостоявшимся конопляным маршем зевак, а Любаву увезла скорая с сотрясением мозга, после того как она, просто фотографируя перед зданием суда, получила в висок от свидетельницы (предположительно ментессы), которая еще и принялась ее душить... Весь день звенели в голове Любавины строчки из песни про Есенина "А кому не свистели, в кого не стреляли?" Что значит Янка сейчас? Неравнодушие. * * * Одним из основных способов построения текста у Янки является принцип дезориентации, нарушение привычных смысловых связей и демонстрация несостоятельности, шаткости представлений о мире, который разваливается на части от малейшего прикосновения. Можно выделить: 1. Мотив подмены, вместе с которым появляется предательство, продажа, обман: Песня «Декорации», «в темноте пинать резиновое солнышко», «теоретических пророков, напечатанных богов». Вместе с этим появляется мотив предательства, продажи, обмана: «продана смерть моя», «проданный рок», «объясняли женихи что почем», «обманули дурачка». 2. Мотив бессмысленности любых действий, абсурда: «нас убьют за то, что мы гуляли по трамвайным рельсам», «некуда деваться», «обставить наш бред», « кидай свой бисер перед вздернутым рылом», «за какие грехи задаваться вопросом зачем», «утонуло мыло в грязи», «убили меня значит надо выдумывать месть». Лексически это подчеркивается употреблением оксюморонов: «антивоенная армия, антипожарный огонь», «изначальный конец». 3. Мотив безвременья: «столетний дождь», «зима да лето одного цвета», «не начинается весна», «боевая ничья до поры остановит часы и слова», «наше время истекло», «в безвременном доме за разумом грохнула дверь». 4. Эсхатологические мотивы: Потоп - «придет вода», пожар – «горит картон», «А глумливое пророчество // Настоящим заверяется // Все проверено все сходится // Змей-Горыныч всех убил и съел». Картины всепоглощающего горя вокруг. Мотив тьмы: «в темноте, раскинуть руки во сне, чтоб не запнуться во тьме) 5. Метафора понимается буквально: «Ломать башку на бегу» (раскрытие устойчивого выражения «сломя голову»), «в холодный пот – расходятся круги» («бросило в холодный пот»), «побежали глаза» («глаза разбегаются»). 6. Мотив страха: «очень страшно засыпать», «лай, сияние страх». Стоит отметить мотив страшного веселья: «втирает стекла веселый черт», «солнышко смеется громким красным смехом», «сцепились, хохоча колечки бед». 7. Есть особенность динамики – напоминающей снежный ком - она чаще всего идет по нарастающей. «колесо вращается быстрей», «дальше - больше». «А по весне на стене вырастут волосы // Да как же так?» Дойдя до этой цитаты, я бы хотела провести неожиданную аналогию с парой цитат из кульминационного фрагмента «Тошноты» Сартра: «Или какая-нибудь мать взглянет на щеку своего ребенка и спросит: "Что это у тебя? Прыщик?" – и увидит, как щека вдруг припухла, треснула, приоткрылась и из трещины выглядывает третий глаз, смеющийся глаз». «А один из них почувствует, как что-то скребется у него во рту. Он подойдет к зеркалу, откроет рот – а это его язык стал огромной сороконожкой и сучит лапками, царапая ему небо. Он захочет ее выплюнуть, но это часть его самого, придется вырвать язык руками». «Тот, кто заснул в своей мягкой постели, в своей теплой, уютной комнате, проснется голым на синеватой земле в шумящих зарослях детородных членов – красные и белые, они будут устремлены в небо, словно трубы Жукстебувиля, и огромные их мошонки вылезут из земли на поверхность, мохнатые, похожие на луковицы. А над фаллосами будут кружиться птицы и клевать их своими клювами, и из них будет сочиться кровь. И еще из ран потечет сперма, медленно, вяло потечет смешанная с кровью сперма, студенистая, теплая, в мелких пузырьках. Или ничего этого не случится, никаких явных изменений не произойдет, но люди проснутся однажды утром и, открыв ставни, удивятся какому-то жуткому смыслу, который внедрился в вещи и чего-то ждет. Только и всего, но стоит этому хоть немного продлиться, и люди сотнями начнут кончать с собой». В этой квинтэссенции экзистенциалистского раздрая я угадываю зачатки того самого мышления, о котором говорила в связи с творчеством Я.Д. Это не сравнение, выявляющее прямые текстовые связи (сложно сказать – читала ли Янка Сартра, скорее всего, нет). Но картина мира, в которой теряются все принципы, в которой страх существования все время находится рядом, а человеку не за что цепляться (мир, развалившийся без упраздненного принципа безусловного добра) – это есть сознание человека второй половины двадцатого века. Человека, который не может осознать все то, что происходит на многомиллиардной планете как относящееся лично к нему и поэтому вообще перестает осознавать что-либо, оказывается выключенным из жизни. Попытки осознания – приводят к абсурду, система ценностей превращается в профанацию, человек перестает брать на себя ответственность за свое существование. Культура пока этого не преодолела, хотя необходимость, кажется, очевидна. Сартр указал на выход в творчестве – соразмерном страдании, снимающем невыносимость существования. У Янки хорошее – связано только с мечтами, снами, сослагательным наклонением. Из реального – искать прощения. P.S. from L: сегодня состоится поэтический вечер - мы будем читать сихи Янки и стихи её любимых поэтов. Стрелка на Пражской в 19:00, в центре зала. Болит голова. Это просто болит голова Стоять и смотреть - это просто простить и молчать Крестом и нулем разрешились пустые места В безвременном доме за разумом грохнула дверь Рассыпалось слово на иглы и тонкую жесть А злая метель обязала плясать на костре [1] |
|