hippy.ru

  

Перепечатано с вырезки из газеты,
присланной Аликом Олисевичем в письме, пришедшем сегодня.
Оригинальные опечатки отмечены большими буквами.
Три ужасающие ошибки в именах прокомментированы прямо в тексте. 21.9.2009

Беседка КП

www .kp .ua

9 июля 2009 года

Марианна Попович

Львовские хиппи считались самыми радикальными

Из истории вопроса

Хиппи (от англ. Hippy или hippie; от разговорного hip или hep,) – молодёжная философия и субкультура, возникшая в США в 1960-х. Расцвет движения пришелся на конец 1960-х – начало 1970-х годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте посредством свободной любви и пацифизма. Один из самых главных лозунгов хиппи « Make love, not war!», что значит «занимайтесь любовью, а не войной».

Сегодня уже никого не удивишь различными молодёжными субкультурами. А лет сорок тому назад принадлежать к субкультуре было опасно. Молодёжь, относящую себя к культуре хиппи, советская власть считала такой, которая позорит высокое звание советского человека. Но всё-таки они были. Более того, они есть и сейчас. В прошлые выходные на водопаде Шипот в Закарпатье прошел ежегодный съезд хиппи, куда приехало несколько тысяч сторонников этого движения.

А во Львове живет один очень колоритный персонаж – Алик Олисевич. Став истинным хиппи еще в семидесятых годах, он до сих пор не отказывается от этого. До сих пор носит длинные волосы, одевается как настоящий представитель этого движения и пропагандирует «вечные ценности».

Первые джинсы купил за три рубля.

- Алик, как вы стали хиппи?

- Наверное, всё началось в детстве. Я очень любил романтику, читал книги об индейцах, смотрел фильмы о них. Помните, там все герои с длинными волосами. Также мне нравился образ Иисуса Христа, тоже с длинными волосами. Но когда мне исполнилось семь лет, моя мама умерла. А меня отдали в интернат, где уже и речи не могло быть о длинных волосах. Там всех обстригали под полубокс. Я протестовал, убегал из интерната, прятался по чердакам. Меня находила милиция и возвращала назад. С десятилетнего возраста меня поставили на учёт в детской комнате милиции.

А в те годы во Львове была практика, что всех трудных подростков перевоспитывали в военно-спортивных лагерях. И меня отправляли в такие лагеря в Дрогобыч и Рава-Русскую. Но вместо того, чтобы там перевоспитываться, я там познакомился с парнями, у которых были такие же свободолюбивые взгляды на жизнь, как и у меня. Они тоже носили длинные волосы, джинсы и слушали рок. У одного мальчика я купил свои первые джинсы «Левисы» аж за три рубля. Тогда это были очень большие деньги. В этих джинсах я отправился в школу. А меня выгнали. И я две недели прятался по дачам, пока меня не нашла милиция.

- Но джинсы – это еще не хиппи…

- В те годы – это уже почти хиппи. А в 14 лет я автостопом ехал в Прибалтику. Это был 1972 год. Я приехал через несколько месяцев после того, как в Каунасе милиция и войска подавили восстание молодёжи. В Прибалтике я впервые в жизни увидел столько молодых людей, которые не подпадали под советскую теорию морали! Я общался с ними и хотел получать такое же общение во Львове. И я начал искать единомышленников здесь.

Я жил на Голоско. Молодежь там интересовало одно – выпить и подраться. И я начал выезжать в центр, искать людей, которые интересуются рок-музыкой, христианством, идеологией хиппи. Таких оказалось немало.

Мы хотели изменить мир к лучшему

- И чем занимались львовские хиппи?

- Есть во Львове легендарное место – Святой Сад. Это возле церкви Св.Михаила на Подвальной. Там до войны был монастырь. А после войны сделали общежитие какого-то техникума. Вот там и собиралась молодёжь. В 1976 году мы провели первый хиппи-сейшн. Людей было не много, около сотни. Музыка была слышна аж до центра города. В 12 ночи к нам пришел наряд милиции и обалдел от увиденного: на сцене выступает рок-группа, вокруг танцуют хиппи. Но нам за это ничего не было. В следующем году так же без эксцессов прошел второй сейшн. А потом уже начались неприятности.

- Какие?

- В 1977 году сейшн должен был пройти в день памяти Джимми Кеннеди (*Джимми Хендрикса – прим. hippy. ru), известного рок-музыканта и гитариста, который умер 18 сентября 1970 года. Не стоит говорить, чем в те времена была для Львова дата 17 сентября.

Во Львов начали съезжаться сотни хиппи из всех городов и республик страны. Но в КГБ пришла разнарядка, что эти ненормальные люди хотят сорвать советский праздник. Вместе с хиппи на помощь львовским милиционерам и кагебистам начали прибывать их коллеги из других городов, особенно из Москвы. Начались облавы. Забирали всех подряд, особенно тех, кого были длинные волосы. Под этот шумок пострадали художники. Все отделения милиции были забиты под завязку. Как докладывали тогда милиционеры, они задержали около 500 человек. Посадили и меня.

Мы тогда как раз шли с Лычаковского кладбища. У нас на Лычаковском кладбище было своё место сбора. Там, где польские могилы, есть арка. Тогда там всё было запущено, никто не убирал, никто не ухаживал, всё заросло. Да и от людей далеко.

- И это всё, в чём вы провинились: хотели провести свой концерт во время советского праздника?

- Нет, конечно. Во Львове был такой хиппи Ярослав Егерко (*Ересько – прим. hippy. ru). Он считал, что лозунгами о мире и любви изменить тоталитарный режим невозможно. Он хотел бороться радиальными методами. У него была своя униформа, оружие. Словом, всё закончилось очень громким судебным процессом группы Шамира (* Шарнира – прим. hippy. ru). Арестовали многих львовских хиппи. Студентов выгнали из институтов, вместо школьников отвечали их родители. А за Львовом закрепилась слава движения «политических хиппи».

- А как вы сообщали друг другу о новостях? Ведь Интернета тогда не было.

- Был телефон, писали письма и ездили автостопом. Например, если я выезжал утром из Львова, то при хорошем стечении обстоятельств уже вечером был в Минске. Письма, правда пересылали. Но я посылал сразу по три. Если два перехватят, одно точно дойдет.

Воевать для меня неприемлемо.

- Сколько раз вам обрезали волосы?

- Ни разу. Я же не дурак, чтобы на это согласиться. Например, 7 мая я с другом пошел в кинотеатр «Украина». Как сейчас помню. Это был фильм «Аты-баты, шли солдаты». Я сидел на парапете, ждал, пока людей начнут пускать в зал. И тут ко мне подходит милиционер, и начинается разговор: «Ты что здесь сидишь, ты на кого похож, ты советский народ позоришь». И меня забирают в ДНД. Там начинают угрожать остричь волосы. Но не нашлось того, кто взял бы ножницы в руки. Но не всем так везло. Я даже на паспорт фотографировался с длинными волосами. На советский паспорт! Чтобы мне разрешили так сфотографироваться, я писал в различные инстанции. Мне даже «Комсомольская правда» помогала добиваться своих прав.

- Но когда забирали в армию, то должны были побрить наголо!

- А я не служил в Советской Армии.

- Как это не служил?

- Служба в армии противоречилО моим моральным принципам. Поэтому я добровольно пошел в психшку. Пришел сам, в длинном сером балахоне, босиком, сел на балконе в позе лотоса и уставился в одну точку. Возле меня ходили люди и срашивали: «Он ненормальный, что так сидит?» Меня вызвал на разговор врач. «Принимаешь наркотики? – Принимаю. – Где берешь? – Поляки привозят. – Что видишь во время приема наркотиков? – Что я птица, летаю. – Хочешь в армию? – Очень хочу. Очень хочу пострелять, всё равно в кого, лишь бы стрелять». Вот мне и поставили диагноз «психопатия». Продержали месяц на Культпаркове и отпустили. Правда, с таким диагнозом мне нельзя водить машину, учиться в вузе, но и в армию не взяли. А велосипед могу и без прав водить.

- А с работы не выгоняли?

- Выгоняли. Я натурщиком работал в институте прикладного и декоративного искусства. И раз в месяц ходил за зарплатой в главный корпус. Там меня и увидел тогдашний ректор. Увидел, схватил за руку, завел в отдел кадров и приказал меня уволить. Мол, мой внешний вид компрометирует студентов. Это был 1980 год. Беру я свою трудовую книжку с такой странной записью об увольнении и иду к адвокату. Тот тут же готовит документы в суд. Через две недели я получаю повестку в суд и письмо из института с просьбой зайти. В институте мне говорят, что ректор погорячился и что меня восстанавливают. Но через два года посредством комсомольского бюро меня всё-таки увольняют. Формулировка была такой: «Просим рассмотреть вопрос о целесообразности ставить на постановки товарища Олисевича, так как он своим внешним видом и идейными убеждениями не способствует формированиЯ студентов чувства патриотизма и правильного понимания социалистического образа жизни». Словом, рисовать меня уже нельзя было.

- Кто-то из нынешних политиков или известных людей был хиппи?

- Олесь Старовойт, депутат Львовского областного совета. Ныне покойный известный журналист Сергей Набока. Гарик Сукачев. К сожалению, сейчас осталось очень мало настоящих хиппи. Многие умерли, многие уехали за границу.

- А говорят, хиппи принимали наркотики, занимались беспорядочным сексом.

- Настоящие хиппи никогда такого не делали. Но были такие, которые просто хипповали. В основном сынки богатых родителей. Они считали, что им всё позволено. Они и очернили идею настоящих хиппи.

 

 

Страница Алика Олисевича

Республика Святого сада (Вуйки) Львов 75-81

Сейшен в Святом саду Львов 10.06.1976

Сейшен в Святом саду Львов 18.09.1977

Святой сад 1 2 Львов

Лычаковский цвынтар Львов

Ступени Доминиканского собора Львов

Памятник Ленину возле оперного театра Львов

Сквер площади Голана Львов (на плацу)

Каваярня Армянка Львов

Кафе Булка Львов

Молочный бар Корова Львов