форум hippy.ru

свобода состоит из самоограничений

Вы не вошли.

#1 2007-03-23 15:06:09

Любава
админ
Откуда Берген
Зарегистрирован: 2006-05-17
Сообщений: 6,029
Сайт

Агрессия в России

Агрессия в России
Интервью с Сергеем ЕниколоповымВысокий уровень повседневной агрессии относится к числу тяжелейших проблем российской жизни. Об истоках этого роста агрессии и способах ее минимизации мы побеседовали с занимающимся многие годы исследованием этих проблем Сергеем Ениколоповым – заведующим отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН, заведующим кафедрой криминальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Ему приходилось работать с заключенными, проводить исследования на стыке психологии и криминологии. Интервью взял Дмитрий Ермольцев.

Много говорят о росте количества убийств в стране. Есть ли какая-то статистика по подросткам?

Точно сказать не могу, но процент убийств, совершаемых подростками, растет. В России происходит около 32 тысяч убийств в год и примерно столько же людей исчезает бесследно. И возраст убийц “уходит вниз”, они становятся моложе. Есть дети-убийцы, которые не достигли возраста уголовной ответственности, и был даже в Москве период, когда насчитывалось около 100 таких детей.

То есть Москва не является более благополучной, чем деревня, глухая провинция?

Наоборот, она становится все менее и менее благополучной. Нужно понимать разницу между нами и Западом. На Западе есть огромное количество маленьких городков и деревушек, где десятилетиями не было никаких убийств. Но у нас еще с советского времени нет такого города или села, где не было бы насильственных смертей. А в Америке огромное количество городков, где убийств не происходило 70-90 лет. Убийства концентрируются в больших городах, таких как Чикаго, Сан-Франциско. А в нашей стране распределено равномерно.

В чем причина?

Половина нашей страны прошла через лагеря. Мы криминализовали страну. Одни сидели по политическим статьям, другие по уголовным, но все в общем бараке. И при смешивании получился эффект чумного барака: все начинают заражаться общими болезнями. Одних положили с гриппом, других с аппендицитом, а в результате у всех чума. Криминализация началась с 1920-х годов, в 1930-е был апогей. Большая часть общества прошла через лагеря, и поэтому у нас спокойно относятся к преступности.

Вот, например, 1974 год, город Алексин – обыкновенный город в Тульской области. Там после школы сидели все мальчики – выпускники одной параллели. Все, кроме сыновей первого секретаря горкома и главврача городской больницы.

Нынешнее положение с этим хуже или лучше, чем в Союзе?

Хуже, конечно. В советское время была, правда, повальная криминализация, но, с другой стороны, альтернатива: вот, получишь образование и вырвешься из этой среды.

Делается ли сегодня что-нибудь для профилактики социально опасного поведения?

Нет. То есть микродействия, конечно, есть: организация психологической службы в местах лишения свободы, попытка создать школы для трудных подростков, причем не школы-тюрьмы, а именно школы. Потому что раньше в Москве их всех просто загоняли на Лосиный остров. Там находилась закрытая школа, где били, насиловали, сажали в карцер. Потом стало известно, что там происходит, был скандал, школу расформировали. Сейчас сделана попытка устроить нормальные школы для девиантных подростков.

Вы говорите об уменьшении уже существующего зла. А профилактика?

Профилактики нет.

Кто и как должен заниматься профилактикой насилия?

Государство, СМИ. Надо понимать, как человек обучается агрессии и для чего ее использует. Какова роль биологии и каков вклад социума. Люди рождаются с инстинктами. У одних они сильно выражены, у других слабо. С агрессией – то же самое. Потом, как и у животных, наступает период обучения, причем некоторые возраста более сенситивны к определенным видам обучения. Агрессии замечательно учатся с 7 до 11-12 лет. Одни обучаются хорошо, другие плохо. Параллельно человека учат сдерживать свою агрессию, и опять же одни учатся хорошо, а другие плохо. В результате человек знает, в какой ситуации можно проявить агрессию, а в какой нет. Одна из главных функций агрессии –  снятие напряжения: выругался и успокоился. Некто приходит домой с дурацкой работы и разряжается на всех слабых: на жену, на детей, может на улице поймать слабого и избить. В одном месте чувствует себя ничтожным – в другом разряжается. И если говорить о профилактике такой агрессии, то было бы полезно объяснить телевизионщикам, что, если они хотят жить в тихой стране, надо показывать меньше убийств.

Но журналист должен доносить информацию о том, что действительно происходит, а не закрывать неприглядные вещи ширмой.

Никаких прикрытий, не дай Бог. Это еще хуже. Вопрос в том, как рассказывать. Можно показать 50 трупов, а можно, как в США 11-го сентября, не показать ни одного. Это было сознательное и негласное решение американских телекорпораций. Все нужно говорить, но не все нужно показывать. Можно сообщить о казни Саддама Хусейна, а можно показать ее с подробностями. Во втором случае садисты будут смотреть с удовольствием. Показывать расстрелы или сообщать о расстрелах. Запрет на показ должен касаться только фильмов с насилием. Если их трансляцию не уменьшить, агрессия будет расти. В новостных программах информация должна разумно подаваться и разумно комментироваться. У нас чрезвычайные ситуации обычно комментируют люди, которые просто не понимают, о чем говорят. Они же не берут на себя ответственность. Журналист должен научиться говорить о насилии так, чтобы, как врач – не  навредить.

Когда человек просто слышит сообщение о каком-то насилии, он равнодушен. Но если он видит последствия насилия, может появиться сочувствие.

Только если его очень редко показывают. А если каждый день показывают Багдад, то будет не сочувствие, а привыкание. У нас по всем каналам идут криминальные хроники. Показывают убитого. В первый раз нормальная реакция зрителя – сопереживание, но во второй, в третий, в десятый… Привыкание снижает весь пафос сочувствия. В 1988-м году, когда произошло землетрясение в Армении, все сочувствовали. Вы не представляете, что творилось у представительства республики. Мне нужно было по делу, и я не мог пробиться – столько там было народу, причем не армян, а просто москвичей. И все предлагали помощь. Студенты убегали с занятий. У меня было несколько студентов, которых я увидел в Армении среди спасателей на разборе завалов. И это была нормальная реакция, так же как с Чернобылем. Сейчас может хоть полгорода провалиться, никто палец о палец не ударит. Ну, 10 человек, которые всегда помогали, они и кошкам больным пойдут помогать, и завалы разбирать. А другая часть общества пойдет посмотреть. Третья дождется вечера и будет смотреть по телевизору.

Но не цензура же нужна?

Цензура так же бездарна, как “не-цензура”. Американцы показали, что самый эффективный способ профилактики любого девиантного поведения подростков – сообщить им, для начала, каково действительное положение вещей. Например, что 60% 15-летних школьников еще не “трахаются”. Когда подросток это знает, он может не дергаться и не спешить на якобы уходящий поезд. Другое дело, если он думает, что все уже там, а он один отстал. А когда известно, что 40% уже, а 60% еще нет, то можно не торопиться, а самоопределяться более или менее спокойно.

Точно так же обстоит дело с наркотиками. Огромное количество антинаркотических телепередач либо ничего не дают, либо имеют обратный эффект. Когда мы включаем телевизор, то возникает впечатление, что все принимают наркотики. И у зрителя возникает мысль: “Что это я засиделся? Вся страна употребляет, а я нет”.

Как влияют на формирование агрессивных установок семья и школа?

Если брать старое время, дотелевизионную эпоху, то все было намного проще. Образцы поведения задавались, как правило, в семье, в непосредственном социальном окружении. Были значимые взрослые – обычно родители, дальше присоединялась школа. Школа присоединялась с большим весом в подростковый период. Для младших подростков более значимо общение со сверстниками: с кем в это время общаешься, те и влияют. Человек из интеллигентной среды мог оказаться в “плохой компании” и стать более агрессивным. Когда к этому присоединилось кино и тем более телевидение, мы переместились в еще одну среду, дающую образцы агрессии, среду, которую мы не можем контролировать по-настоящему. Люди, которые смотрят агрессивные фильмы, эмоционально более готовы к насилию либо воспринимают любые ваши действия как агрессивные. Но взрослому обучаться бессмысленно. Если человек до 16 лет не обучился агрессивному поведению, то и не обучится, его можно только слегка “подразогреть”.

Точно так же обучаются хорошим вещам, например, ненасилию. Пацифизм, как все хорошее, нужно показывать чаще, тогда будет эффект. Но дается этот эффект труднее и действует меньше времени. Плохие слова выучиваются с одного предъявления. С забора – и на всю жизнь; даже если вы ими не пользуетесь, вы их знаете. А какое-то заумное слово из научного лексикона – со второй-третьей попытки. То же самое с агрессией и миролюбием. С третьего-четвертого раза, но миролюбие также выучивается. И в этом смысле телевидение может и помогать.

Влияние родителей и сверстников тоже остается, но немножко уменьшается, потому что экран конкурирует очень мощно. Взрослые в школе по-разному влияют на разные возраста. Для младших школьников авторитет учителя еще достаточно велик. У подростков, даже младших, он теряется и начинают приобретать авторитет соученики. Тем хуже, если взрослые сами предлагают насильственные ценности. Когда учитель несправедлив, может применять вербальное или физическое насилие, он помогает формированию агрессии у ребенка.
22 марта 2007, 09:33 
http://www.polit.ru/analytics/2007/03/22/agress.html

Не в сети

#2 2007-03-26 11:32:56

vbobb
Участник
Откуда Москва
Зарегистрирован: 2006-11-08
Сообщений: 116
Сайт

Re: Агрессия в России

Интересная, но мне кажется поверхностная статья...Мне кажется, что повышенная агрессивнсть, а она сейчас почти у всех на планете, а не только в Росии - следствие появления глобализироаванного общества, причем цивилизованным, оно так и не стало...Так обычная агрессивность есть следствие расщепления ума человека, после которого человек почти обречен на внутреннею войну, (а внешнее насилие лишь проекция внутреннего)...,то теснота планетарного общежития только способствует усилению раздражения всех на всех...это как раньше в комунальных квартирах...А всякие моды и рекламы насилия, описанные в статье есть лишь следствие или в крайнем случае вторичная причина.

Изменено vbobb (2007-03-26 11:35:51)


"Будьте благословенны препятствия! Ими растем!" Н.К.Рерих

Не в сети

#3 2007-03-26 13:32:31

Ivan (74)
Агасфер
Откуда сейчас Челябинск
Зарегистрирован: 2006-10-09
Сообщений: 12
Сайт

Re: Агрессия в России

правильно (по моему) замечено что статья поверхностная.
всё начинается с того что родители внушают своим детям то что насилие - норма. что соревнование - супер.
начало - семья.
хочешь изменить мир - начни с себя.


танец с Огнем.. и кто же все таки ведет?

Не в сети

#4 2007-03-27 15:52:45

Little
Участник
Зарегистрирован: 2007-03-27
Сообщений: 36

Re: Агрессия в России

В России сильно подорван генофонд, война, репрессии....   Многие люди даже не способны получить элементарные школьные знания отсюда и агрессия и всё зло проистекает. Невежество, некультурность лень делает любого человека агрессивным. Почему то стало модным хвастать прошлыми достижениями нашей страны. Во многих областях сейчас засилие дилетантов. Схоластика в научных дискуссиях и маргинальность в жизни вот что стало эталоном существования для многих людей

Не в сети

#5 2008-05-24 08:28:30

Любава
админ
Откуда Берген
Зарегистрирован: 2006-05-17
Сообщений: 6,029
Сайт

Re: Агрессия в России

Агрессивность возникает изнутри и накапливается. Раньше психологи думали, что агрессия вызывается внешними причинами, и если их убрать, она проявляться не будет. Этологи показали, что это не так. При отсутствии раздражителей агрессивность, потребность совершить агрессивный акт все время возрастает, как бы накапливается. А порог запуска агрессии понижается, и все более мелких поводов оказывается достаточно, чтобы она вырвалась наружу. В конце концов она вырывается без всякого повода.   

Переадресование агрессии более слабому и ничем не провинившемуся играет важную роль в поддержании иерархии.

Преувеличить себя можно за счет поднимающегося гребня над головой. Этот прием есть у всех - от рыб до птиц. Вожди и воины тоже его применяют, надевая на головы высокие шапки, шлемы, зачастую увенчанные гребнями, шишками, перьями, в сущности, в бою неудобными. И сейчас офицеры прибегают к любым ухищрениям, чтобы сделать себе фуражку с тульей повыше. Программа срабатывает автоматически. Ведь разум прекрасно знает, где кончается у человека в военной фуражке макушка, а все равно он кажется выше и значительнее, чем есть на самом деле.

Программа так проста, что достаточно заставить соперника смотреть снизу вверх, и он почувствует себя ниже тебя. Когда птицы садятся на дерево, доминанты занимают самые высокие ветви, а за верхушку зачастую борются. Постаменты, троны, трибуны и прочие возвышения - обязательный атрибут власти во все времена. Ни один царь или вождь не придумал в качестве места для своей персоны углубление.

Страх покидает победителя, а с ним кончается и агрессивность.

У сильного животного бывает сильная мораль, у слабого - слабая.

Помимо агрессивности, способности легко выдерживать чужой прессинг и быстро оправляться от поражения, все остальные качества могут быть у доминанта любыми.

Много чего такого знают и умеют этологи в изучении власти, что сделало запрещение этологии в тоталитарных обществах любого типа неизбежным. Нацисты и коммунисты не потому преследовали этологию, что этологи человеконенавистники, а потому, что они безжалостно анатомировали механизм возникновения тоталитаризма.

Но беда в том, что доминантом может стать и человек очень опасный для общества, аморальный и даже психически больной. Довольно часто бывает, что небольшой ростом и слабый парень в детстве проигрывал стычки (потому что у детей сила важна, они ей меряются). В результате в нем накопился страшный заряд нереализованной агрессивности и желания как-нибудь оказаться наверху. Став взрослым, он начинает борьбу за свой ранг "взрослыми" способами, действуя интригами, травлей и т. п. Если ему удается захватить власть, он распоряжается ей безобразно. Люди давно заметили, что многие тираны ростом невелики, а в детстве их много били.

Во всей истории человека передовые были самыми агрессивными.

Демагоги прекрасно знают, как легко направить агрессивность дна на бунт, разрушительный и кровавый. Много труднее помочь таким людям вновь почувствовать себя полноценными существами. Давно известно, что самое эффективное лекарство - ощущение личной свободы и удовлетворения инстинктивных потребностей иметь свой кусочек земли, свой дом, свою семью.

Признать неизбежность для человека иерархического построения - еще не значит оправдать любые его формы, а тем более утверждать, что чем мощнее образованная нами иерархия, тем лучше. Ведь эта программа отбиралась для дикого стада приматов, а не для цивилизованных людей. Как раз наоборот, зная, к чему приводит бесконтрольное образование иерархий, мы обязаны его контролировать, направлять по оптимальному пути. Один из них - стремиться к тому, чтобы вокруг нас было много маленьких иерархий с конкретными разнообразными интересами и чтобы мы сами входили в несколько таких групп. Это значит стремиться к тому, чтобы в обществе и повсюду была общественная жизнь, чтобы группы по интересам были независимы друг от друга и не объединялись в супериерархии. Человек чувствует себя свободным, не угнетенным иерархической структурой, если он, во-первых, знает, что может ни в одной из них не участвовать; во-вторых, участвовать во многих и занимать в каждой из них разный иерархический уровень; в-третьих, свободно покидать любую из них; и, в-четвертых, сам организовать новую группу, соответствующую его представлению о целях, характере отношений и персональном составе. Общественная жизнь развита в демократическом обществе. Напротив, тоталитарные системы стремятся ограничить количество и разнообразие людских объединений, создать суперструктуры и контролировать их административно.

http://www.marchenko.biz/articles/dolnic1.htm#11

Не в сети

Подвал раздела

Работает на FluxBB (перевод Laravel.ru)