форум hippy.ru

свобода состоит из самоограничений

Вы не вошли.

#1 2007-02-20 16:11:26

Любава
админ
Откуда Берген
Зарегистрирован: 2006-05-17
Сообщений: 6,029
Сайт

Этническая дискриминация в Российской Федерации

http://www.memo.ru/hr/discrim/ver1/index.htm

Этническая дискриминация в Российской Федерации

Информационно-аналитическая программа

Основные задачи — сбор, обработка и распространение сведений о дискриминации в России по признакам этнической, связанной с ней расовой, религиозной и языковой принадлежности, о подстрекательстве к дискриминации и факторах, способствующих подобным явлениям.

Работа по программе  ведется с июня 1996 г. Руководитель программы — Александр Осипов, постоянный сотрудник — Ольга Черепова. Несколько человек работают на основе временных договоров и в качестве волонтеров по проектам программы в Краснодарском крае.

Программа явилась продолжением работы по изучению положения месхетинских турок в Краснодарском крае, проводившейся в 1994–1995 гг. при поддержке Правозащитного Центра «Мемориал», в результате которой на русском и english языке был издан подробный доклад. В дальнейшем по инициативе ПЦ были начаты более широкие исследования проблем дискриминации, охватывающие несколько субъектов федерации и разные этнические группы. По итогам работы было выпущено несколько аналитических докладов, в том числе вторая книга о положении месхетинских турок в Краснодарском крае (1999), альтернативный доклад НПО о соблюдении Россией Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (2002) , альтернативный доклад НПО об исполнении Россией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств (2006) и др.

Программа «Этническая дискриминация» работает в теснейшем контакте с другими программами ПЦ, которые во многих случаях занимаются аналогичными проблемами — нарушением прав мигрантов или насилием в зонах вооруженных конфликтов. Программа также тесно сотрудничает и участвует в совместных проектах с другими НПО.

Основные цели

Основные усилия направлены на проведение исследовательской и аналитической работы, то есть выяснение того, что же представляет собой проблема дискриминации по этническому признаку в современной России.

В текущей работе мы фокусируем основное внимание на положении дел в отдельных регионах, в первую очередь Москве и Краснодарском крае. Следует учитывать, что многие полномочия в области регулирования прав человека и национальных меньшинств реально перешли на уровень субъектов федерации, и, соответственно, большинство проблем создаются в первую очередь политикой, проводимой региональными властями; во-вторых, в разных регионах сложилась разная ситуация, и местные особенности требуют тщательного учета. Хотя главным предметом анализа является  собственно дискриминация, участники программы при описании  стремятся учитывать весь контекст так называемой «национальной политики» и на федеральном уровне, и  в отдельно взятых субъектах федерации.

Кроме проведения собственно аналитической работы участники программы стремятся непосредственно повлиять на положение с правами людей, подвергающихся дискриминации. По инициативе программы от имени ПЦ выпускаются обращения к федеральным органам государственной власти, проводятся пресс-конференции,  даются консультации и оказывается иное содействие организациям, защищающим граждан, ставших жертвами дискриминации.

Что такое этническая дискриминация?

В соответствии со Статьей 1 Международной Конвенции  о ликвидации всех форм  расовой дискриминации  1965 года под расовой дискриминацией понимается «...любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической,  экономической, социальной и культурной или любых других областях общественной жизни». Аналогичные формулировки приводятся в Конвенции 111 Международной организации труда относительно дискриминации в области труда и занятий  1958 г. и Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. Следует специально отметить, что «расовая дискриминация» в западных странах и в международных организациях понимается широко, как результат проведения различий по признакам происхождения или групповой (этнической) принадлежности, а не просто по критерию антропологического типа или цвета кожи. Мы считаем целесообразным из-за устоявшихся традиций словоупотребления в качестве основного рабочего термина использовать выражение «этническая дискриминация».

Таким образом, в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации дискриминация может признаваться существующей только при одновременном наличии двух элементов: проведения различий по определенным критериям — в данном случае этнической принадлежности или этнического происхождения, цвета кожи —  и ограничения в любой форме вследствие проведения этих различий возможности того или тех, в отношении кого эти различия проводятся, пользоваться на равных началах основными правами и свободами.  Таким образом, не всякое проведение различий по этническому признаку и не всякое ограничение прав и свобод может считаться дискриминацией.

Различаются два вида дискриминации: прямая и косвенная.

Прямая дискриминация — это дискриминация, наступающая в силу проведения различий по признаку этнической принадлежности определенных лиц или категорий лиц.

Косвенная дискриминация — ситуации, в которых определенные ограничения или требования, формально не проводящие различий по этническому признаку, оказывают неодинаковый эффект на лиц разной этнической принадлежности в плане получения возможностей пользования правами и свободами.

Почему задача ликвидации и предотвращения дискриминации так важна,
в особенности для нашей страны?

Население России очень неоднородно в этническом, расовом, языковом и религиозном отношениях.  С юридической точки зрения, в стране должны обеспечиваться эффективная защита всех ее жителей от дискриминации и их равенство перед законом и властями, во-первых, в силу международных обязательств, взятых на себя Российской Федерацией и закрепленных, в частности, в Международном Пакте о гражданских и политических правах, Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, европейской Рамочной Конвенции по защите национальных меньшинств Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека,  во-вторых, в силу требований национального законодательства, прежде всего, статьи 19 Конституции РФ.

В России для объяснения, почему недопустима дискриминация, обычно используют псевдорациональные и сомнительные аргументы типа: «чтобы сохранить целостность страны», «чтобы предотвратить этнические конфликты». В принципе представляется ошибочным и опасным  ставить необходимость соблюдения прав человека в зависимость от соображений политической целесообразности; кроме того, прошлый и современный опыт многих стран показывает, что политическая стабильность вполне может сохраняться и при массовой систематической дискриминации против меньшинств. Дискриминация недопустима не из утилитарных соображений (хотя они тоже имеют право на существование и бывают порой очень важны), а потому что она недопустима в принципе.  Равенство людей перед законом и властями является одним из краеугольных камней права и, соответственно, необходимым условием построения правового государства. Покушение на равенство, в какой бы форме оно ни совершалось и против кого бы ни было направлено, если оно одобряется обществом и государством, ведет в конечном счете к разложению и общества и государства. Практика показывает, что в такой области, как соблюдение равных прав независимо от этнической принадлежности человека, наиболее трудно проследить возможные нарушения, с другой стороны, очень легко не заметить и перейти границу между допустимым и недопустимым.

К сожалению, приходится признать, что задача ликвидации и предотвращения дискриминации до сих пор не заслужила в России даже минимального внимания и общества, и государства.  Недопустимость дискриминации декларируется в статье 19 Конституции, в ряде законов и иных нормативных актов, но за этими декларациями до настоящего времени не последовало серьезных и последовательных попыток воплотить их в жизнь. Государство не только не стремится предотвратить дискриминацию, но во многих случаях само становится виновником грубых нарушений; среди государственных чиновников, политиков, и в обществе в целом все чаще открыто высказываются представления о возможности и даже желательности ставить права и возможности людей в зависимости от их этнической принадлежности.

Ограничения, которые мы сами для себя устанавливаем

Программа направлена на изучение проблем только России, работа в других государствах, в том числе бывших советских республиках, не проводится и не планируется. Мы не  стремимся изучить все виды этнической или расовой дискриминации и в основном рассматриваем только те случаи и типичные ситуации, создаваемые сознательными действиями или бездействием власти — органов государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами.  Мы не так называемым «структурным неравенством», то есть неравенством социальных возможностей  для лиц разной этнической принадлежности, вызванным объективными, спонтанными процессами, а не чьими-либо преднамеренными действиями. Мы не занимаемся как таковыми проблемами этнических конфликтов, защиты национальных меньшинств, этнически мотивированного насилия, разжигания этнической вражды и анализируем их только в связи с защитой прав человека в целом и предотвращением дискриминации.

«Горящие» приоритетные проблемы

В стране есть категории и группы населения, которые являются жертвами постоянной и систематической дискриминации, проводимой или провоцируемой  органами власти. Наиболее известная и проявляющаяся повсеместно в России проблема — это проявления расизма в работе правоохранительных органов, то есть прежде всего непропорционально частные проверки и задержания лиц, отличающихся по внешнему виду от русского большинства (главным образом выходцев с Кавказа), грубое и унижающее их достоинство обращение.

Другая проблема, которой мы уделяем первоочередное внимание — это положение месхетинских турок и других этнических меньшинств в Краснодарском крае. Месхетинские турки, граждане СССР,  в основном прибыли на территорию России в 1989-1990 гг., то есть до распада Советского Союза и потому в настоящее время являются российскими гражданами. Те из них, кто  поселился в Краснодарском крае, не получили до настоящего времени прописки (регистрации по месту жительства) и потому оказались лишенными почти всех гражданских, политических и социальных прав (к настоящему времени в крае без прописки остаются более 10 тыс. турок). Власти не рассматривают их вопреки закону как российских граждан, в Краснодарском крае делается все возможное, чтобы создать этим людям невыносимые условия жизни и вынудить их уехать из региона. Начиная с 2004 г. острота проблемы снижается, поскольку турки получили возможность уехать в США со статусом беженцев, и большинство краснодарских месхетинцев уже выехали из края. Тем не менее, многие турки остаются в регионе, а государственная политика в отношении турок во многих своих проявлениях распространяется и на другие меньшинства – курдов, хемшилов, езидов, армян. Почему мы считаем эту проблему  чрезвычайно важной? Впервые в России  со сталинского времени юридически обозначенная группа населения оказалась пораженной в правах из-за своей этнической принадлежности: в Краснодарском крае были приняты нормативные акты, вводящие для турок особые условия проживания. Впервые государственная машина — органы власти субъекта федерации вместе с федеральными ведомствами  — целенаправленно старалась «выдавить» из страны своих граждан «неподходящей» национальности. Более детально о проблеме месхетинских турок можно прочитать в докладах Нарушение прав вынужденных мигрантов и этническая дискриминация в Краснодарском крае. Положение месхетинских турок, и в мониторинговых сводках за( 2006г., за 2003-2005г.) программы, размещенных на этом сайте. В стране также есть другие группы, подвергающиеся систематической дискриминации, о них можно подробнее узнать в докладе О соблюдении Российской Федерацией Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Чем мы принципиально не занимаемся

Мы не занимаемся и не собираемся заниматься ни при каких обстоятельствах пропагандой и защитой идеи так называемых «групповых прав» и «прав народов», то есть «прав» этнических или иных общностей как таковых, в частности, «права народов на самоопределение». Среди членов ПЦ «Мемориал» нет единого отношения к идее «права народов на самоопределение», и мнения на сей счет были высказаны в ходе семинара «Право народов на самоопределение: идеология и практика», проведенного в Москве в марте 1997 г.  Материалы семинара опубликованы отдельной книгой Право народов на самоопределение: идея и воплощение. М. «Звенья», 1997.

Сайт: http://www.memo.ru/hr/discrim/ver1/index.htm

Не в сети

#2 2007-03-20 18:20:17

ioni
Участник
Откуда moscow
Зарегистрирован: 2007-03-15
Сообщений: 16
Сайт

Re: Этническая дискриминация в Российской Федерации

Неимоверно выросло количество бритоголовых (представителей РНЕ) на улицах Москвы, и как-то становится не по себе, страшно и непонятно. Что это?!   К чему это все?....


"Зачем мне Бог, которого я могу понять; зачем мне Бог, которого я могу исчислить; зачем мне Бог, которому я могу давать советы"

Не в сети

#3 2007-03-20 18:23:15

Любава
админ
Откуда Берген
Зарегистрирован: 2006-05-17
Сообщений: 6,029
Сайт

Re: Этническая дискриминация в Российской Федерации

к выборам

Не в сети

Подвал раздела

Работает на FluxBB (перевод Laravel.ru)