форум hippy.ru

свобода состоит из самоограничений

Вы не вошли.

#1 2007-12-21 15:38:30

Любава
админ
Откуда Берген
Зарегистрирован: 2006-05-17
Сообщений: 6,029
Сайт

Иркутский самиздат: новая эра

В середине 90-х самиздат претерпел серьезные изменения. Автор самого страшного произведения, когда-либо распространявшегося самиздатским способом – Александр Солженицын – не только с триумфом вернулся на Родину, но и был награжден орденом (если не ошибаюсь, «За заслуги перед Отечеством»). Его книга, по которой сотрудники КГБ определяли судьбу человека (за любой самиздат можно было отделаться предупреждением, за «Архипелаг ГУЛАГ» - «Архип» на сленге чекистов - уголовное дело заводилось обязательно) была издана миллионными тиражами. Были изданы практически все авторы, когда-то начинавшие в самиздате. Неформальное движение, посчитав свою задачу выполненной, сошло на нет. Многие издания прекратили свое существование из-за наступившего экономического кризиса и переориентацией издателей на более насущные бытовые вопросы.

Самиздат – «наш ответ всем»

Однако после некоторого замешательства, вызванного естественной реакцией общества на слом государственной структуры и попытками найти свое место в новых условиях, стало понятно, что потребность в самиздате остается. Ни сохранившаяся со времен СССР, ни новая – «независимая» - пресса не обращали внимания на темы, традиционно составлявшие основную (или наиболее яркую) часть публикаций самиздата. В России за пятнадцать лет пост-советской истории так и не появилось ни одного общероссийского издания по таким направлениям, как: правозащитное, экологическое, о внутренней жизни конфессий, музыкальное, молодежное. Популярные (судя по тиражам) российские газеты и журналы существуют как бы «для всех» - а это значит «ни для кого конкретно». Попытки издавать сначала тематические приложения, а затем и полноценные самостоятельные издания предпринимались и иногда давали очень неплохие результаты , но вновь вступала в действие российская специфика: количество названий в киосках «Роспечати» обратно пропорционально расстоянию от Москвы.

Не могу судить обо всех региональных рынках СМИ, но конкретно иркутский не способен порадовать читателя, ищущего нечто большее, чем стандартный набор из новостей «регион – город – страна - мир» (в разных пропорциях и последовательности), телепрограммы, анекдотов и кроссворда. «Традиция» противоречия официальных СМИ и читательского спроса прослеживается из самой глубокой старины: первый самодеятельный рукописный сборник «Муза» появился в 1796 году , а первая официальная газета «Иркутские губернские ведомости» - лишь 16 мая 1857 года . Несмотря на то, что иркутское «Восточное обозрение» считалось одной из лучших провинциальных газет (его читали и выписывали в Японии, Америке, Франции, Германии, Швейцарии, Китае), всех запросов газета удовлетворить не могла – в декабре 1907 года, например, в учительской семинарии начал выходить рукописный журнал «Утренние сумерки» на бурятском языке ; 29 апреля 1908 года выдала первую продукцию подпольная типографии партии эсеров – и среди прочих первый номер журнала «Набат» .

Не останавливаясь подробно на советском периоде истории Иркутска , отметим лишь, что в Восточная Сибирь не выделялась газетно-журнальными именами хотя бы российского масштаба , а уж в пост-перестроечные времена если чем и блеснули, то журналами национал-патриотического толка, изданными на средства областной администрации . Существующие в Иркутске газеты, журналы, теле- и радиоканалы в силу ряда исторически сложившихся обстоятельств работают только на одного потребителя. И этим потребителем является власть во всех ее формах и видах: государственная, местная, финансовая, криминальная. А люди во власти, будучи в регионе ньюсмейкерами номер один, в информации не нуждаются, они имеют ее больше, чем любой журналист в состоянии найти за всю свою жизнь. Зато власть (как и всякий спрут) нуждается в камуфляже, этаком чернильном облаке – в малых дозах укрытие, в концентрированном виде – яд . Граждане – ни группами, ни по отдельности – вплоть до весны 2006 года не смогли сделать ничего, достойного упоминания на первой полосе, иными словами - масштабного настолько, что газета, промолчавшая об этом событии, выглядела бы глупо.

Важно отметить, что в Иркутске на границе самиздата и официальных СМИ существуют несколько газет, которые нельзя отнести ни к той, ни к другой категории. Они издаются общественными организациями и национально-культурными объединениями , распространяются бесплатно, редакторы и авторы чаще всего не являются профессиональными журналистами. Впрочем, даже в том случае, когда в состав редакции входят люди с дипломом журфака, это не делает издание даже похожим на традиционные СМИ – пример тому издающиеся Иркутской региональной общественной организацией «Байкальская Экологическая Волна» журнал «Волна» и ежемесячник «Дайджест экологической информации». Многие организации имеют ресурсы, достаточные для типографской печати, способны наладить регулярный выход и даже имеют средства для оплаты труда сотрудников. Время от времени появляются издания, имеющие все признаки официальности (в том числе и регистрацию в региональном управлении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия), но даже по сравнению с самиздатом являющиеся не более чем имитацией СМИ – такова, например, газета «Сибирский монарх».

Более мелкими маргинальными группами (и отдельными личностями) выход из ситуации был найден на пути наименьшего сопротивления : самиздат стал не только способом компенсировать недостаток информации по узко-специальным темам, но и средством реализации специфических творческих амбиций, имеющихся всегда и в любом обществе. Или, если формулировать более точно, каждый самиздат-проект был способом «технического сопровождения» творческих или политических амбиций.

«О создателе сего проекта можно высказать следующее: данный чел является автором и ех-ведущим рубрик «Пятак» (газета «Панорама», г. Зеленогорск) и «В кайф!» (газета «Что Почем», г. Иркутск). К сожалению, ограниченный объем газетной площади упорно не позволял выносить на нее (площадь) всю ту информацию, которую хотел донести до потенциального читателя автор, вследствие чего он и решился создать данный принт» .

Более широкий прицел и заодно – перечень всех сфер деятельности участников проекта:

«Когда мы начинали делать журнал, нам казалось, что у нас все пойдет как по маслу. В наших головах витали мысли о новом деле, которое может возродить в нашем городе punk/hardcore тусовку.
Но как всегда находился повод отложить это в долгий ящик. В первую очередь не было времени: мы разрывались между попытками организовать концерт, проведением акций, газетой «Активист», записью кассет и нарезанием дисков.
Вся эта канитель замутилась где-то с месяца марта, и мы хотели выпустить первый номер к маю-июню, ну а дальше сессия, каникулы…» .

Возможно, у читателя возникнет вопрос: почему таким способом/местом не стал Интернет? На начало периода (а речь идет о 1991-2006 гг.) в Иркутске сеть не была доступна даже авторам/издателям; в конце периода она доступна далеко не всем читателям. В то же время даже столичные, авторитетные в своем кругу, редакторы и издатели, чьи журналы при иной мотивации могли бы приносить прибыль, признают, что Интернет оказывает расслабляющее влияние:

«Всем (и мне, кстати, тоже) легче регулярно болтать в Интернет-форумах, чем сделать что-то конструктивное – или, тем более, выйти на улицу и вернуть себе город. «Интернет, - как совершенно верно заметила группа СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ, - большое зло» .

Самиздат это процесс превращения собственной жизни в материальный объект, с одной стороны – памятник, а с другой – заявка на участие в негласном, но реальном конкурсе изданий. Для многих – единственном конкурсе в жизни, где нет жюри, но премия – в виде доброжелательной рецензии – может быть. И если не удалось сегодня, вполне может быть завтра.

Впрочем, почти каждый сотрудник самиздата рано или поздно отдает часть своего времени Интернет-проектам – как общедоступному «Живому Журналу», так и более сложным формам. Редактор журнала «Куда идешь?» и газеты «Шелеховский рабочий» создал собственный сайт, посвященный исключительно самиздату – www.sam-plantator.narod.ru; сотрудник «КАС-Контакта» и «Вольной Сибири» - сайт www.angelfire.ru/IOKAS. Но самиздат все равно существует – есть специфическая магия бумажного артефакта, сочетающего текст и оформительские изыски. Эту точку зрения сформулировали самиздатчик из Тольятти Антон Громов (Платон Саранкин)

«Идеальным вариантом для самиздата было бы, если б научно-технический прогресс остановился навсегда после изобретения ксерокса»

и сотрудник редакции журнала «Стадия» (Владивосток) некто Крот:

«Письменный же текст предельно обнажает смысл, делает изложенные утверждения доступными для критики и для анализа. Поэтому лишь мысль, изложенная письменно, является реальным интеллектуальным достижением (пожалуй, даже графоманство - лучше пустозвонства). Без концептуальной основы, без ясно выраженных, письменно зафиксированных идей не может развиваться творческий процесс».

Почему в таком случае те же самые люди не искали способы реализоваться в официальных СМИ? Один из возможных вариантов ответа дал московский журналист Влад Тупикин, более 20 лет совмещающий работу в официальных СМИ и самиздате:

«Чтобы стать журналистом, надо закончить факультет журналистики. Или не надо. Но надо быть зачисленным в штат какого-то издания. Или не надо и этого. Но уж, как минимум, нужно познакомиться с кем-то из редакции газеты/журнала/радио-/или телеканала, понравиться ему/ей, войти в доверие, принести какие-то свои тексты, напечатать их и затем регулярно получать задания, либо действовать по индивидуальному творческому плану. Так вот, для самиздата всего этого не надо. Можно даже не иметь творческого плана, порой достаточно смутных ощущений, чтобы осознать истину, недоступную целому медиа-холдингу, и огласить её, что для холдинга может оказаться абсолютно неприемлемым» .

Вот почему иногда говорят, что всякий самиздат имеет анархическую сущность: любая организация или личность, выбравшая путь принципиального противоречия действующему законодательству о СМИ, должна сознавать, что подобное поведение не способствует укреплению «диктатуры закона».

Количество изданий росло на протяжении всех 90-х. В начале нового века обзоры и рецензии, ставшие одним из фирменных знаков журнала «Сибирский Тракт», насчитывали не менее 30 выпусков за отчетный период в 6-9 месяцев . В Иркутске одновременно выходило до 6-8 изданий (2004 год), так или иначе связанных между собой общей аудиторией, авторами и темами. По оценке того же Тупикина, на территории бывшего СССР издавались сотни газет и журналов одновременно и несколько тысяч - в сумме за период 1991-2004 гг. Хотя обобщающих исследований по истории самиздата в масштабах страны нет до сих пор, по данным А. Суетнова «Архив нетрадиционной печати», крупнейшее хранилище самиздата, состоял из 10 тысяч экземпляров 1592 изданий советского периода . (Для сравнения в США, где уж явно всякое слово имеет шанс быть опубликованным вполне официально, ежеквартальное издание «Alternative Press Review» в сто с лишним страниц публикует в каждом номере больше тысячи маленьких рецензий). Таким образом, можно сказать, что вместо гибели самиздата на рубеж веков пришелся очередной его пик.

Еще одно важное отличие самиздата от официоза – география не имеет значения. Если в официальных СМИ наиболее яркие и талантливые журналисты рано или поздно делают попытку перебраться в столицу, где больше платят и больше возможностей для трудоустройства, провинциальные самиздатчики к Москве и «столичности» как понятию относятся с вызывающей, демонстративной, подчеркнутой антипатией. В то же время в личных «хит-парадах» Гурьева (пять изданий) и Тупикина (двенадцать) московские издания представлены в лучшем случае одним - двумя названиями, а иркутский «Сибирский Тракт» был в обоих.

Что же такое современный самиздат? Поскольку любой желающий при наличии денег может издать свою книгу любым тиражом, а при их отсутствии может поместить ее в Интернет, то в сфере собственно самиздата остаются периодические издания, воплощенные в бумажный артефакт. Наиболее приемлемым кажется такое определение:

самиздат – это совокупность средств массовой информации, каждое из которых издается небольшим тиражом (до 1000 экземпляров), одним человеком или группой лиц; самостоятельно, без использования труда профессионалов при изготовлении макета. Самиздат чаще всего не ориентирован на получение прибыли, при распространении приветствуется обмен, никогда не используются официальные каналы (подписка, коммерческие сети распространения). Издание финансируется из средств сотрудников редакции, не получает поддержку от государственных органов и спонсоров.

Впрочем, из любого правила могут быть исключения, а с течением времени корректуры неизбежны. Например, пятнадцать лет назад сотрудничество профессионального журналиста с самиздатом (или переход автора из одного типа СМИ в другой) было исключением, теперь это ближе к правилу . Еще несколько лет назад тиражирование издания было делом рук самих сотрудников редакций и зависело, например, от способности договориться с теми, кто контролирует служебный ксерокс. Сегодня даже «Действие» печатается в типографии – правда, частной: деньги оказались лучшим союзником оппозиции. В Иркутске тиражи колебались от 1 до символических 999 экземпляров. Первым пост-советским изданием, перешагнувшим рубеж в 100 экземпляров , стал «Сибирский Тракт»: благодаря допечаткам и сохранившимся макетам, журнал можно без особого труда получить и сегодня. Тираж в 300 штук первыми преодолели «Прямая речь» и «Грабли»; сегодня самым многотиражным изданием являются «Действие» и «Жесть» - несколько сотен каждого выпуска.

Чудесный мир D.I.Y

Деление самиздата на более мелкие фракции может быть только условным: каждое издание - это личный проект автора/коллектива, выходящий в свет без всякой обязательности и издание, которое сегодня выглядит как типичный панк-зин – завтра превращается в предельно приглаженный сборник литературных поделок редакции и ближайших друзей. Тем не менее, более или менее уверенно в Иркутске можно идентифицировать:

- общественно-политические - «Действие», «Жесть» (Национал-большевистская партия), «Шелеховский рабочий» (Сибирская Конфедерация Труда и анархисты), «КАС-Контакт», «Прямая речь», «Активист», «Вольная Сибирь» (анархисты), «Вставайте!» (Иркутский независимый профсоюз «Помоги себе сам»);

- музыкальные – TOMMY`S, «Медвежий угол», «Куда идешь?»;

- субкультурные – «Лист работы…» (ролевики), «Соль» (хиппи), «Грабли» (панки), «Аз есмь металл» (металлисты), «Восточно-Сибирский листок АА» (Анонимные Алкоголики);

- вне дефиниций – «Сибирский Тракт», «Фак`Food» и многочисленные школьные издания.

Суть того, что делает на своей «ниве» каждое самодеятельное издание, можно понять, если постоянно представлять себе наиболее популярные зарегистрированные СМИ – но с обратным знаком. Общественно-политические газеты и бюллетени обслуживают нужды своих учредителей, внушая читателю мысль об отсутствии выбора: только эта партия может представлять его интересы в органах власти. У самиздата наоборот – главная задача дать максимум информации, считающейся достоверной: будь то информирование о внутри-организационных делах («КАС-Контакт» и «Действие») или агитация и пропаганда. Тем не менее, в мире самиздата понимают, что сразу переводить с обычной пищи на внутривенные инъекции тока высокой частоты нельзя, и потому самодеятельные издания пытаются копировать официоз по подаче материала, а в психологическом смысле – повторяют на местном уровне известные «брэнды федерального масштаба»: «Жесть» и «Действие» - «Лимонку» ; «Прямая речь» и «Грабли» - «Волю», «Черную звезду» (Москва) и «Новый свет» (С.-Петербург); «Активист» - слабая тень «Автонома» (Краснодар); TOMMY`S и Фак`food прямо ссылаются на пример «Ножи и Вилки» (С.-Петербург) и PLAY HOOKY (Киров).

В описываемый период государственных репрессий против самиздата не было. Достоверно известно лишь, что сотрудники милиции и ФСБ собирают образцы изданий , а «Сибирским Трактом» интересовались очень пристально, вплоть до опросов людей из ближайшего круга редакции. Единственный самиздатчик, исключенный из университета, пострадал за собственное неумение распределять время – не сдал вовремя сессию, поскольку был очень занят на работе. Редактор «Шелеховского рабочего» 25 ноября 2005 года был задержан прямо на рабочем месте службой безопасности Иркутского алюминиевого завода (гендиректор – депутат Законодательного собрания и член областного политсовета партии «Единая Россия» Игорь Гринберг) сразу после ночной смены. Инкриминировались призывы к созданию независимого профсоюза, «дестабилизирующие обстановку и способные вызвать социальный взрыв в городе». После многочасового допроса, редактора отвезли на квартиру, где он «добровольно» выдал часть тиража газеты. Спустя несколько дней ему предложили уволиться с завода «по собственному желанию» и вызвали в Шелеховский ГОВД для беседы. Дознаватель показал заявление, подписанное лично Гринбергом, но сразу объяснил, что оснований для возбуждения дела нет. Параллельно развивалась история противодействия: по всем доступным анархистам и даже национал-большевикам каналам информацию о происшествии распространили далеко за пределы России. Отдел по связям с общественностью Шелеховской городской администрации получил письма от правозащитных организаций (в том числе и международных) и уже в декабре прокуратура выдала отказ в возбуждении дела, а администрация завода предложила «все забыть» в обмен на прекращение потока звонков и писем. Своеобразно отреагировало местное отделение профсоюза работников горно-металлургической промышленности: редактору «Шелеховского рабочего» обещали быстрый карьерный рост в этой структуре .

Тем не менее, иркутский самиздат намного менее радикален, чем аналогичные издания в Европейской России – никаких интервью с чеченскими боевиками, никаких рецептов из «Поваренной книги анархиста» или репринтов из «Книжки партизана» 1942 года. Зато практически все отдали хотя бы несколько страниц антифашизму, а «Сибирский Тракт» отметил отдельной публикацией начало второй чеченской кампании, выборы в Законодательное собрание (2000 года) и опубликовал дипломную работу Анны Шеховой «Русский национализм: предшественники и перспективы» . Именно поэтому, кстати, можно утверждать, что журнал выбивается из общего ряда: в отличие от всех других общественно-политических изданий, «Сибирский Тракт» уделял внимание не только изложению собственных политических деклараций , но и анализу чуждых точек зрения.

Иркутские общественно-политические издания очень медленно набирают навык работы над местным материалом: «Прямая речь» отличилась всего одним репортажем со скандального «крестного хода», посвященного приезду в город католического епископа, а вот «Действие» уже регулярно дает оценку местным событиям. Важное место в иркутском самиздате занимает тема «сибирского сепаратизма» - все равно, преподносится ли он как «региональная автономия», «Сибирская республика» или «областничество». Можно сколько угодно иронизировать по поводу качества подобных изданий, но нужно отметить, что имея представителей в Государственной Думе, Союз правых сил, Либерально-демократическая партия, «Родина», Партия пенсионеров и «Яблоко» никогда не имели в регионе вообще никаких собственных изданий. А издания Коммунистической партии РФ при сопоставимом качестве публикаций заметно уступают самиздату в смелости. Важно и то, что самиздат работает на молодежь – которая с одной стороны пока не имеет сформировавшихся убеждений, а с другой – не читает официальные СМИ . Маргиналы останутся маргиналами, но нужно учитывать и то, что государство плохо работает с молодежью - лишь недавно отработана схема формирования «экологических отрядов мэра» (то есть попросту дворников) и проведена предельно закрытая процедура формирования т.н. «молодежного парламента» . Результат: численность отделения официально запрещенной НБП в регионе – около 1500 человек, у правящей «Единой России» - 20 тысяч, анархистов – несколько десятков активистов.

Возвращаясь к теме репрессий, интересно отметить, что несмотря на благоприятную обстановку, редакции самиздатских газет и журналов неохотно раскрывают имена своих авторов. Псевдонимы бывают как предельно простые - производные от имен Митяй и Вован, так и вызывающие – Чума, Хоттаб - или экзотические – Шакти. Достаточно спокойно перешли на использование настоящих имен анархисты старшего поколения (поскольку издание было поначалу внутри-тусовочное, а потом скрывать уже смысла не было) и нацболы (их имена и детали биографии известны милиции после многих задержаний). Новое поколение анархистов, состоящее в федерации «Автономное действие», пока скрывается под псевдонимами-кличками Сократ, Градус, хСанекх .
Музыкальная и субкультурная тематика присутствует практически во всех изданиях – изменяются лишь объем и стиль, которому отдано предпочтение. Анархисты склоняются к панку и хард-кору, национал-большевики – к металлу и стилю «ой», «Куда идешь?» и «Сибирский Тракт» были практически всеядны – но у них это объясняется наличием у редакции сверх-идеи о собственной значимости и стремлением «нести культуру в массы». Ради этого обе редакции сознательно разыскивали и ввозили в Иркутск экземпляры наиболее качественных российских изданий для распространения, и всех вообще – для ознакомления . «Сибирский Тракт» постоянно участвовал в организации концертов на площадке кинотеатра «Пионер» , специально к концертам (в поддержку политзаключенных и тематическому самиздатскому) выпускались неномерные листовки и плакаты. Редактор/издатель журнала TOMMY`S Денис «Том Корбейн» Чирков и его друг/соредактор «Хоттаб» несколько раз пытались взять пример со старших товарищей, но закончилось это знаменитым нападением скинхэдов на концерт «Антифашизм» . Специфика «Фак`Food» в том, что его редакция параллельно играет в нескольких малоизвестных группах (поэтому знает мир музыки изнутри), а кроме того, пытается вести правильный «автономский» образ жизни – твердо придерживается отказа от наркотиков, алкоголя, табака, мяса, занимается спортом и по выходным устраивает бесплатные обеды для всех голодных на Центральном рынке Иркутска.
Хотя социологические опросы среди авторов/редакторов иркутского самиздата не проводились, попробуем описать некоторые «черты лица» обобщенного портрета. Возраст участника самиздатского процесса может колебаться в диапазоне от 14 до 50 лет (реально известные крайние точки), но основная масса – от 20 до 30 лет. Объяснить такое положение дел достаточно просто: это студенчество и начинающие профессионалы, имеющие достаточно материальных ресурсов и времени для реализации своих идей. Образование – высшее или незаконченное высшее , причем подавляющее большинство – выпускники и студенты Иркутского государственного университета (исторический, филологический, математический факультеты и отделение журналистики); отдельными именами представлены педагогический и технический университеты, Иркутский кинотехникум и экономическая академия. Примечательно, кстати, что из 17 перечисленных изданий 9 редактировали уроженцы не областного центра, а других населенных пунктов области (о трех нет достоверных данных).
Самиздатчику желательно читателя спровоцировать, чтобы поговорить. Он связан технологией по рукам и ногам, на один номер журнала или газеты уходит от нескольких месяцев до нескольких лет и потому каждый номер воспринимается как программное заявление. Самиздат более долговечен, чем ежедневная газета - хотя бы в силу уникальности - и самиздатчики аккуратны в выражении своих эмоций: мат присутствует, но не является самоцелью. В беседе с одним из редактором довелось услышать такое объяснение: мат является наиболее концентрированным выражением эмоций и если сегодня вы использовали его для описания события, то завтра вам нечем будет описывать другое, возможно – более яркое и значимое. Невозможно делать журнал, как знаменитое музыкальное произведение, где на каждом из последующих листов стояло указание играть «быстро», «еще быстрее», «быстро как только возможно» и на последней – «все-таки еще быстрее». Поэтому сдержанность – залог если не успеха, то продолжительности жизни.
Как бы ни был плох самиздат, он все же более позитивен, чем массовое чтиво – хотя бы потому, что его не интересует т.н. «чернуха». Если рассмотреть соотношение между оперативностью и достоверностью, между адекватностью и отстраненностью, между объективностью и апологетикой, в конце концов – между свободой и ответственностью - если сравнить два текста, посвященные одной теме, написанные профессионалом и самиздатчиком, то еще вопрос, кто окажется впереди. Самиздатчик выкладывается весь, место профессионализма у него занимает искреннее желание узнать, понять, объяснить. Журналист может варьировать – в силу профессиональной подготовки – качество написанного, но, как правило, получается плохо именно потому, что глубокое погружение в предмет статьи подменяется формальными признаками качества: стиль, лексика, нормированный русский язык, орфография, пунктуация. Плюс независящие от журналиста, но обязательные – хорошая верстка, печать, иллюстрации, относительная дешевизна издания .
Мне довелось выслушать несколько монологов читателей, которые, с трудом подбирая слова помягче, выражали свое несогласие с основными принципами самиздата. И наоборот – были отзывы положительные до полного восторга. «Главный же кайф современник должен был ловить, узнавая…» Так оно и есть. Кто узнал, вспомнил или догадался, тот и одобрил. Кому тема чужда – тот и возмущался. Реально лишь то, что мы воспринимаем. Журналисту все равно, посчитают объект его писаний реальным или нет, он получил свой гонорар, а там хоть не рассветай. Самиздатчик почти всегда хочет как-то изменить психологию людей и их поведение: «Я хочу делать журнал так, чтобы человек, прочитавший его, задумался…». Действительно, круто написать так, что бы человек прочитал и задумался. Но еще круче – чтобы подумал и сделал. Вот только получается это у очень немногих, как правило – ветеранов самиздата, прошедших советскую школу и «курсы» КГБ. Иногда получается у экологов. Практически никогда – у анархистов, хотя по количеству призывов к действию они дадут фору кому угодно.

В Иркутске читателями самиздата становились люди, знакомые с редакционными коллективами лично, хотя формула А. Галича «Эрика» дает четыре копии. Вот и все, и этого достаточно…» верна и сегодня: самиздат в первую очередь личный или групповой портрет, действующий по принципу «самписат – самрисоват – самиздат - самчитат». Постепенно круги расширялись за счет все более отдаленных знакомых, а с 1999 года редакция «Сибирского Тракта» постоянно продавала самиздат на концертах и в магазинах рок-атрибутики, так что читателем мог стать кто угодно. НБП систематически раздает свою продукцию на всех митингах и уникальных по своей стабильности еженедельных пикетах на ул. Урицкого. То же самое пытаются делать анархисты, но их издания имеют меньший тираж и, откровенно говоря, создают впечатление неадекватности – чего стоит, например, передовая статья в «пилотном» выпуске «Вольной Сибири»: «Общество темных эльфов как высшая стадия развития капитализма». Попытка раздать газету «Шелеховский рабочий» на проходной Иркутского алюминиевого завода с точки зрения выполнения поставленной задачи (создание независимого профсоюза) закончилась практически ничем.

Сигнальные экземпляры каждого издания отправляются единомышленникам и друзьям автора/редактора в других городах. Можно с уверенностью говорить о том, что солидные коллекции иркутского самиздата хранятся в коллекциях московского журналиста Влада Тупикина, редактора журнала «Совсем Другая Музыка» (г. Медногорск), редактора журнала «Зимы не будет» Романа Дранкова (г. Владивосток) и редактора издания «SE LA» Ивана Земцова (г. Йошкар-Ола).

Зачем все это нужно?

Если подходить к вопросу сугубо прагматически, то самиздат есть абсолютно неконструктивная трата времени, энергии и материальных ресурсов. Накопленный в самиздате опыт нельзя применить в мире официальной прессы (разве что качество издания мало отличается от самиздата, что, как ни странно, бывает), а прицел на пост-революционную карьеру слишком сложен и ненадежен. Поэтому наиболее правильно было бы говорить, что изготовление самиздата является частью «обязательной программы» любой неформальной организации , демонстрирующей единомышленникам достижение группой определенного уровня качества. В то же время, для многих групп издание собственного журнала или газеты является едва ли не единственным способом поведать о себе – существует негласный, но строго соблюдаемый запрет на упоминание некоторых личностей или организаций в официальных СМИ .

Самиздат занимается тем, что несомненно нужно, иначе давно бросили бы. Самиздат пытается решать интересные задачи: «Задачей нашего zine’а я считаю внедрение в общество нового поколения культуры, мысли, внедрение в сознание принципов свободы, разумности, честности» . Самиздат дополняет картину мира, которую создают официальные средства массовой информации. Зачастую он освещает те стороны жизни, которые для официоза не представляют интереса, но принципиально важны для многих людей и даже (как, например, экологический) для всего общества в целом. Вероятно, влияние самиздата на умы меньше количественно, но, несомненно, глубже качественно. Плох тот самиздат, читатель которого не включается со временем в издательский процесс . Новые издания как правило начинают с подражания известным образцам, используют отработанную структуру (репортаж – интервью - рецензии) и распространяются по «внутренним самиздатским» каналам, но разве нельзя сказать то же самое об официальных СМИ? Самиздат, пусть и на крайне невысоком уровне, воплощает в себе ситуацию, когда собственник СМИ, редактор, журналист и читатель слиты в одном лице – а это ли не цель, к которой мы стремимся…

http://irkutsk-zabvo.livejournal.com/96725.html?#cutid1

Не в сети

#2 2008-02-05 19:58:38

Snail
Участник
Зарегистрирован: 2008-02-05
Сообщений: 1

Re: Иркутский самиздат: новая эра

самиздат...название старое, сущность новая. вряд ли кто будет перепечатывать на машинке. да и на принтере- все можно посмотреть в сети. так что вся сеть- самиздат. а солженицын. вот, уж кого я бы не пускал обратно. фигню писал и писать продолжал. то же мне- письма издалека.

Не в сети

Подвал раздела

Работает на FluxBB (перевод Laravel.ru)